Блог

Деятельность Никола Пино в Петергофе

295 лет назад в Санкт-Петербург приехал французский художник Никола Пино — скульптор-декоратор, резчик по дереву, рисовальщик-орнаменталист, архитектор. Прожив в России более десяти лет, он был задействован во многих проектах и чаще всего в Петергофе, в одном из основных дворцово-парковых комплексов Петергофской дороги.

11.04.2023

Дом и дворцы Петра I в Санкт-Петербурге в годы Северной войны

Санкт-Петербург был основан весной 1703 года, в период Северной войны, и первоначально являлся лишь одним из важных стратегических и торговых пунктов, а столицей и императорской резиденцией город стал далеко не сразу. Первой постройкой, естественно, стала Санкт-Петербургская крепость, и уже через несколько дней после ее закладки недалеко от Заячьего острова был построен небольшой дом для царя.

11.04.2023

Дворец Марли в Нижнем парке Петергофа — от Малых палат Петра I к музею культуры петровского времени (к истории строительства и воссозданий)

Создание императорской резиденции вблизи новой российской столицы на берегу Балтийского моря Петр I задумывал, ориентируясь на лучшие образцы европейской архитектуры и ландшафтного искусства. Масштабным реформам, которые проникли во все сферы жизни и навсегда изменили общественный уклад Российского государства, соответствовали и предпочтения царя в искусстве.

10.04.2023

Первоначальный дворец Петра Великого — программный текст новой России

В 1703 году русский царь Пётр, прозванный впоследствии Великим, основал на берегу Финского залива на меридиане Александрии город, назвав его «Санкт-Питербурх». Этот город стал столицей Российской империи и культурным центром, где соединились Запад и Восток, Европа и Россия.
Вот как это было.

10.04.2023

Сады Марли. История формирования объемно-пространственной композиции

Один из самых больших по площади (22,5 га) и самый поздний по времени создания (1720-1730-е гг.) участок Нижнего парка — Марли — был одним из любимых мест пребывания Петра I в Петергофе. Свое название он получил благодаря району, находящемуся недалеко от Версаля, который особенно понравился Петру во время посещения самого знаменитого парка Европы. Вместе с тем, петергофский Марли имел массу отличий от своего прообраза.

06.04.2023

Камины Монплезира. К истории создания и бытования

В России в первой четверти XVIII века при строительстве дворцов широкое распространение получили камины, которые являлись олицетворением новизны, роскоши и престижа. В Монплезире камины находятся в Парадном зале, Буфетной, Спальне, Секретарской и Лаковом кабинете. Отделка каминов выполнена при Ж.-Б.-А. Леблоне в 1717 — 1719 годах.

28.03.2023

Петровский Эрмитаж: от европейской традиции к российской моде

Первый Эрмитаж в России был построен архитектором И.Ф. Браунштейном в Петергофе по приказу и руководством Петра I. Появление этого здания означало, что давняя европейская традиция возведения подобных павильонов перенесена на русскую землю. С французского «эрмитаж»» (hermitage) переводится как приют отшельника и первоначально эти скромные строения действительно были жилищами затворников, селившихся вдалеке от людей.

28.03.2023

Ж.-Б.А. Леблон в ранней истории строительства Большого Петергофского дворца

Истинным творцом парадной резиденции на южном берегу Финского залива, без сомнений, является Российский Император Петр I. Это подтверждают как его собственноручные эскизы и записки по различным вопросам строительства Петергофа, многочисленные пометки, исправления и резолюции, сделанные им, на чертежах того периода, так и сам дворцово-парковый ансамбль, являющийся убедительным воплощением его замыслов.

27.03.2023

Собственноручные рисунки Петра I и вопрос о дате основания Верхних палат в Петергофе

Суждения о дате основания Верхних палат Петра I в Петергофе разнятся. В литературе указываются 1710, 1712, 1714, 1715, официально же — в постановлении «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» (№ 527 от 10.07.2001) закреплен 1710 г. Что же из этого верно?

27.03.2023

Забытые фонтаны Петергофа

Сколько фонтанов в Петергофе? С таким, как оказалось весьма популярным вопросом, я обратился в поисковую систему интернета. Узнал, что «в Петергофе более сотни фонтанов, за что он и получил прозвище Русский Версаль». Кто-то уточнил — 147 фонтанов. Нет, возражает еще один аноним: «в Петергофе насчитывают около 173 фонтана и 4 каскада». Если их «около 173», то это значит, что дойдя до этой цифры, человек сбился со счета.

20.03.2023

Корректировка Петром I окончательного плана Петергофа

Желая оставить потомкам «историю» своего царствования, Петр I нашел возможность отредактировать написанную отчасти под его диктовку «Историю Северной войны». На очереди стояло издание многотомного труда по истории строительства Петербурга, его дворцовых пригородов и Кронштадта.

16.03.2023

Братья Ван Аммерс/Фонармусы (Van Ammers) в Петергофе

В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге работали два брата голландца van Ammers. Оба они имели одно и то же имя — Dirk/Diderik Hendrik/Andreas/Andrianson. Это совершенно нехарактерно для выходцев из Западной Европы. Обычно одинаковые имена могли носить отец и сын.

14.03.2023

О некоторых закупках за границей для царских огородов
(по материалам переписки Петра I с разными лицами)

По замыслу Петра I новая столица на приневских землях, должна была не уступать по красоте и роскоши европейским столицам и городам, которые он посетил еще во время первого заграничного путешествия в 1697–1698 годах. В Петербурге, выраставшем на болотистых, мало пригодных для выращивания многих растений землях, в условиях холодного северного климата, возникают прекрасные сады, среди которых особенно выделялись царские «огороды».

14.03.2023

Восстановление подъемного стола в павильоне Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа

Начатое при Петре I строительство Эрмитажа, было закончено в 1725 году уже после его смерти. В соответствии с его замыслом были выполнены главные диковины, небывалые для России того времени — подъемное кресло, подъемный стол и подъемный мост через окружавший здание ров с водой.

07.03.2023

Монплезир на страницах путеводителей: от мемориального комплекса к общедоступному музею

Монплезир — небольшой дворец в голландском стиле, одна из первых построек Петергофа. Построенный с учетом предпочтений и вкусов императора Петра I, этот павильон был излюбленным местом пребывания монарха. Здесь принимали дипломатов, устраивали светские мероприятия и семейные торжества, решали важнейшие политические вопросы.

07.03.2023

Прадед во дворце правнука: исторический дискурс Михайловского замка

Образ Петра Великого является ключевым компонентом репрезентативных программ российских правителей на протяжении всего XVIII века. Это своеобразный камертон, по которому настраивались декорации интерьеров, прокладывались маршруты путешествий, составлялись программы торжественных церемоний.

06.03.2023

Интерьеры с голландской плиткой во дворце А.Д. Меншикова в Петербурге как уникальный памятник Петровской эпохи

Дворец светлейшего князя А.Д. Меншикова на набережной Васильевского острова, заложенный в августе 1710 г., является одним из первых построенных и самым ранним из сохранившихся каменных зданий Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть подлинные интерьеры петровского времени, в том числе облицованные расписной фаянсовой плиткой, сделанной в Республике Соединенных провинций (как в то время назывались Нидерланды) в 1710-х — начале 1720-х гг.

06.03.2023

Использование Ботика Петра Великого в торжественных церемониях в XVIII–XIX вв.

Ботик Петра Великого — так называемый «дедушка русского флота» в XVIII-XIX вв. неоднократно использовался в различных церемониях, целью которых было прославление морских побед России и памяти Петра I.

03.03.2023

Скульптурный декор Парадного зала дворца Монплезир

Монплезир не случайно получил свое название «мое удовольствие». Петр I очень любил свой петергофский дворец и принимал активное участие в его строительстве: выбрал местоположение на берегу Финского залива, выполнил рисунок с планировкой, предложил идеи по декорированию интерьеров. Впервые лепные украшения в отделке жилых помещений появляются в России в петровское время.

02.03.2023

Царственный вкус и политика памяти. Мемориальные парковые программы Петергофа, Царского Села и Павловска

Понятие «мемориальнаяя программа», о котором пойдет речь на примере трех крупнейших загородных императорских резиденций России XVIII столетия, не подразумевает какой-то определенный тип архитектурных сооружений, а является, скорее, одним из инструментов исторического исследования разных стратегий культурной памяти трех российских монархов.

02.03.2023

Текстильное убранство дворцов Петровского времени. К вопросу об изучении источников и разработке проектов современных реконструкций

Текстильный декор русского дворцового интерьера в первой четверти 18 века, развиваясь в русле общеевропейских тенденций стиля барокко, сохранял свои национальные черты и традиции. В качестве источников для заимствований выступали интерьеры голландских, немецких и, после 1717 года, французских резиденций.

01.03.2023

Новые данные из истории строительства большого петергофского дворца

Архитектурное наследие Ф.-Б. Растрелли — предмет тщательного изучения исследователей. В 1963 г. вышла монография Ю.М. Денисова, А.Н. Петрова «Зодчий Растрелли», в которой впервые сделана попытка учесть все известные чертежи архитектора. В последнее время собрание пополнила сенсационная находка в университетской библиотеке города Дублина.

01.03.2023

Опыт создания интерьерной экспозиции в музеефицированном дворце Александра Даниловича Меншикова в Санкт-Петербурге

Дворец Меншикова — одно из самых замечательных зданий эпохи начала каменного этапа строительства Санкт-Петербурга, сохранивших не только архитектурный облик, но и убранство интерьеров.

21.02.2023

Красные хоромы Петра I — реликвия Санкт-Петербурга. Этапы музеефикации памятника

Красные хоромы, Первоначальный дворец, Домик Петра I — названия первого жилого дома города, предназначенного стать столицей преображенной России. Хоромы для царя срубили в мае 1703 года, вскоре после основания Санкт-Петербурга и закладки Петропавловской крепости.

15.02.2023

История землянки Петра I и создание Музейного Комплекса «Дом Петра I в Дербенте»

На самом юге России, на западном побережье Каспийского моря расположен один из древнейших городов мира — Дербент. Среди памятников Дербента, заслуживающих особого внимания и связанных с историей России, Кавказа, Дагестана, важнейшее место занимает выявленный памятник культурного наследия «Домик (землянка) Петра I».

14.02.2023

К вопросу о сохранении памяти о первой победе Петра Великого в городе Азове

Известно, что своё служение России Пётр I отсчитывал от Азовских походов. Сохранилась собственноручная запись царя: «Зачал служить с первого Азовского походу бомбардиром».
Азовские походы Петра I — один из решающих эпизодов российской истории.

09.02.2023

История Марциальных Вод в постоянной экспозиции Национального музея Республики Карелия

Визиты Петра I в Карелию, а также события, связанные с Северной войной и нашедшие свое отражение в истории нашего края, должны были найти свое отражение в постоянной экспозиции музея.

09.02.2023

Петр I и создание ансамбля Марли в Петергофе

Раскинувшийся на южном берегу Финского залива Петергоф с его дворцами, парками и фонтанами должен был, по замыслу императора Петра I, стать не просто его личной резиденцией наподобие Версаля или Марли, но по сути дела, одним из великолепных символов торжества России на суше и море в ходе Северной войны.

31.05.2022

Визит Петра I в Версаль и Марли

Знаменитый визит царя Петра I во Францию 1717 года носил важный государственный характер и проходил совершенно в иных условиях, нежели его поездка в составе «Великого посольства» в 1697-1698 годах. Теперь царь ехал в Европу в статусе главы могущественного государства, сокрушившего армию шведского короля Карла XII под Полтавой и решительно действовавшего в Польше и Померании против неприятельских войск.

31.05.2022