Блог — 

Память о личности Петра I в архитектурном пространстве города Воронежа

М.А. Мазур

Петр I, бесспорно, является одной из ключевых фигур мировой истории и одним из величайших российских монархов. Для Воронежа и Воронежской области личность Петра Великого и его широкая преобразовательная деятельность имеет особое значение. Воронеж в силу различных природно-географических, политических, экономических и исторических обстоятельств стал свидетелем многих месяцев трудовых будней царя-реформатора.
Царь Петр I в 1696–1722 гг. приезжал в город 13 раз и провел здесь более 500 дней, придав тем самым Воронежу статус временной столицы государства, главной южной военно-морской базы Российского государства, места создания регулярного военно-морского флота России.
Сохранение памяти о личности Петра Великого, его масштабной реформаторской деятельности для Воронежа имеет стратегическое значение. В архитектурном пространстве города в настоящее время бережно сохраняются и воссоздаются объекты культуры — памятники петровского наследия.
В пределах территории современной Воронежской области выделено четырнадцать памятников архитектуры, некоторые из которых представлены в самом Воронеже.
Уникальным памятником, связанным с деятельностью Петра I в Воронеже и периодом кораблестроения, является Успенская Адмиралтейская церковь, строившаяся в 1690–1695 гг. Это старейшее здание Воронежа, где были освящены спускаемые на воду корабли. Внутри церкви установлены мемориальные доски, посвященные Петру I, а также создателям воронежского военно-морского флота адмиралам Ф.М. Апраксину и К.И. Крюйсу. На фасаде храма закреплены памятные знаки в честь закладки кораблей в 1696 г. и в память о строительстве первого российского линкора «Гото Предестинация».
Также с Успенским храмом тесно связана деятельность епископа Митрофана — покровителя корабелов и духовного пастыря Петра I на Воронежской земле. Архиерей жертвовал деньги на строительство военного флота, улаживал межнациональные и межконфессиональные конфликты между рабочими и иностранными мастерами-корабелами, и именно им был освящен в Успенской Адмиралтейской церкви Андреевский флаг, впервые поднятый на первом русском линейном корабле «Гото Предестинация».
К памятникам церковной архитектуры — свидетелям пребывания Петра Великого в Воронеже следует отнести один из старейших монастырей города, построенный в 1620 году, — Алексеевский Акатов монастырь, ныне действующий женский монастырь Воронежской епархии, и церковь святителя Николая Чудотворца, история которой началась еще в 1712 году.
В 1674 году в Акатовом монастыре был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя святителя Алексия Московского. В 1700 году, в связи с устройством корабельных верфей на реке Воронеж, указом царя Петра I Воронежский Успенский монастырь был упразднен, а его братия и имущество переведены в Акатов монастырь, который стал управляться архимандритами.
Никольский храм стал свидетелем новых преобразований, вызванных реформами Петра I. С потерей южных земель губернские учреждения Азова были переведены в Воронеж, где наряду с местной губернской властью теперь появились и органы управления пятью провинциями, созданными на Азовских землях. Стала понемногу оживать гражданская жизнь; средства, которые раньше шли на военные нужды, теперь использовались для развития Воронежского края.
В этот период времени, в 1712 году, был заложен новый каменный храм в 40 саженях (примерно 85 метров) от того места, где некогда стояла Димитриевская церковь. С 1717 года его строили на пожертвования горожан крестьяне Ярославского уезда Ф. Гладец и А. Шлухохлыстов, а с 1718 года — крестьянин того же уезда К. Остафьев с сыном.
В 1720 году строительство было завершено, и храм был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; придел освятили в честь Димитрия, великомученика Солунского.
Таким образом, к настоящему времени архитектурными памятниками — современниками визитов Петра I в Воронеж являются три церкви. Гражданских строений конца XVII — первой четверти XVIII вв. не сохранилось.
Ещё один раздел памятников Петру Великому в архитектурном пространстве города Воронежа — это мемориалы, посвященные царю и его деятельности. К таким объектам культурного наследия относится памятник Петру I скульптора А.Е. Шварца, архитекторов А.А. Кюи и Д.И. Гримма, торжественно открытый в 1860 году. Эта бронзовая скульптура на момент открытия была первым памятником императору в провинциальном городе и четвертым монументом в честь царя-реформатора в России. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник (Э. Фальконе), памятник перед Михайловским замком (Б. Растрелли) и скульптура в Кронштадте (Т. Жак).
Пространство рядом с воронежским памятником — парковая зона, которая получила название в честь Петра — Петровский сквер. В 1901 году в сквере был создан фонтан и установлено 40 скамеек. Важно заметить, что памятник был сохранён в годы советского «лихолетья», когда скульптуры царей разрушались по всей стране.
При оккупации Воронежа немецкими войсками во время Великой Отечественной войны монумент был вывезен на переплавку. Однако уже в 1956 году памятник был воссоздан скульпторами Н.П. Гавриловым и Г.А. Шульцем. Пьедестал, на котором стоит скульптура Петра I, сохранился с 1860 года, выполнен из розового павловского гранита. Около памятника было размещено 5 корабельных орудий. В 2011 году, к 425-летию Воронежа, Почта России выпустила конверт с изображением памятника Петру I в Петровском сквере.
Ещё один крупный архитектурный ансамбль, связанный с деятельностью императора — Адмиралтейская площадь. Она была торжественно открыта 7 сентября 1996 года, в День города. Площадь посвящена 300-летию российского флота, инициатором строительства которого в Воронеже выступил Пётр Великий. В память о воронежской верфи установлены ростральная колонна и триумфальная арка. Оформление площади выполнено по проекту, разработанному архитектором А.И. Аном в творческой мастерской главного художника города A.M. Яновского. В комплекс площади органично вписался и Успенский Адмиралтейский храм.
Наряду с сохранением перечисленных объектов культурного наследия, в настоящее время правительством Воронежской области активно ведется работа по воссозданию памятников петровского наследия. Одной из таких уникальных петровских точек притяжения туристов в Воронеже является действующая копия первого российского линейного корабля «Гото Предестинация». Это полноразмерный макет оригинала, построенного на Воронежской верфи по проекту Петра I. Вместе с другими кораблями, «Гото Предестинация» составила ядро русской эскадры на Азовском море, что позволило закрепить за Россией Азовское побережье, пусть и на незначительный срок.
Воссозданный в 2014 году корабль, максимально имитирующий облик первого российского линейного корабля конца XVII — начала XVIII веков, стал уникальным проектом, историко-культурным и познавательно-развлекательным комплексом. В экспозиции размещены элементы старинного корабельного снаряжения, детально воссоздано вооружение с полным комплектом необходимых инструментов для обслуживания орудий, максимально подробно представлены предметы быта офицеров и нижних чинов команды. Все это дало возможность в полном объеме воспроизвести условия службы и быта на военном судне начала XVIII века.
В числе наиболее значимых перспективных проектов, посвященных сохранению культурно-исторического наследия петровской эпохи, стоит отметить реконструкцию объекта культурного наследия «Дом Гарденина». Усадьба Гарденина — один из старейших городских историко-архитектурных усадебных комплексов Воронежа. Основной объем дома был построен в конце 1720-х — начале 1730-х годов. В 1735 г. дом упоминается как уже существующий на территории усадьбы П. Гарденина.
Потап Никитин Гарденин (1689-1746 годы) принадлежал к числу богатейших людей Воронежа первой половины XVIII века. С 1726 года был совладельцем, а затем, с 1729 года — владельцем суконной мануфактуры, основателем известной в крае династии суконных фабрикантов, в 1744-1746 годах главой Воронежского губернского магистрата. Основал усадьбу в предместье, куда переселился из дома, стоявшего близ Успенской церкви. При Потапе Гарденине здание было двухэтажным и прямоугольным в плане. В середине XVIII века (вероятно, в 1760-е годы) его сыновья расширили дом. Тогда же сформировался окончательный облик здания.
В планирующемся историко-культурном центре предполагается размещение экспозиции «Петр I и его сподвижники в Воронежском крае», где будут представлены подлинные материалы, полученные при археологических раскопках на месте Петровского цейхгауза, документы из Российского государственного архива древних актов, образцы мебели, предметов быта. Один из разделов экспозиции будет отражать роль воронежских купцов в деле строительства русского флота.
Реализация указанного проекта будет иметь не только стратегическое значение в деле сохранения отечественного культурно-исторического наследия, но и станет новой вехой в развитии культурной и туристской инфраструктуры Воронежской области.
Богатое наследие Петра I заметно не только в архитектурном пространстве города, но и на территории Воронежской области. Следующие малые петровские города являются очень знаковыми с точки зрения объекта нашего исследования:
— Павловск, основание которого связано с решением Петра I перенести корабельные верфи из Воронежа ближе к Азовскому морю,
— Острогожск, где в 1696 году состоялась встреча Петра с гетманом Украины Мазепой и казаками, оказавшими помощь в осаде крепости Азов,
— Новохоперск, где была заложена верфь для строительства малых судов,
— Бобров, где в первые годы царствования Петра I шли заготовки корабельного леса для строительства флота.
Кроме вышеперечисленных городов, необходимо отметить, что в регионе есть несколько объектов, связанных со строительством Петром I флота. Это Тавровская, Хоперская, Павловская, Икорецкая, Ступинская, Рамонская, Чертовицкая и Коротоякская верфи. Памятники планируется включить в перечень объектов культурного наследия. Это необходимо для их государственной охраны, минимизирования рисков их разрушения и развития с точки зрения туристической индустрии.
Изучение, сохранение и воссоздание ценных, уникальных памятников петровской эпохи в архитектурном пространстве города Воронежа и региона остаются весьма значимыми мероприятиями как для сохранения исторической памяти и богатого наследия, духовного возрождения общества, так и для развития культуры Воронежской области и страны в целом.

Мазур М.А. Память о личности Петра I в архитектурном пространстве города Воронежа// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 199-203.