Блог — 

Опыт создания интерьерной экспозиции в музеефицированном дворце Александра Даниловича Меншикова в Санкт-Петербурге

В.В. Мещеряков

Зубов А. Ф. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. 1714. Государственный Эрмитаж

Дворец Меншикова — одно из самых замечательных зданий эпохи начала каменного этапа строительства Санкт-Петербурга, сохранивших не только архитектурный облик, но и убранство интерьеров.
Открытию в 1981 г. музея предшествовал 25-летний период реставрационно-восстановительных работ. Столь продолжительный период позволил провести глубокие исследовательские работы памятника.
Архитектурный ансамбль дворца, сложившийся в ходе длительного поэтапного строительства, является результатом поисков и трансформации различных решений. Здесь, по словам М.Б. Пиотровского «была впервые заложена архитектурная традиция, ставшая впоследствии петербургской».
В 1930-х гг. историк архитектуры И.Э. Грабарь исследовал историю создания здания, дворец Меншикова был включён в число охраняемых памятников архитектуры. В середине 1950-х гг. по инициативе ГИОП исследователем А.Н. Петровым было подготовлено научное обоснование реставрации здания. С 1956 по 1974 г. под руководством архитектора — реставратора А.Э. Гессена был выполнен комплекс предреставрационных научно-исследовательских работ c реставрацией фасадов на 1768 год.
С 1975 г. авторским коллективом в составе Г.В. Михайлова, В.К. Галочкина, К.А. Кочергина было продолжено изучение памятника, сделаны дополнительные натурные раскрытия, проведено техническое обследование здания, его конструкций, разработана технологическая схема музея. Археологические изыскания и подтверждающие их архивные находки Ю.В. Трубинова позволили установить, что планировочная структура здания и архитектурные элементы находятся в пропорциональной взаимосвязи с горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Чёткие закономерности прослеживались во всех частях здания, это позволило считать методику размерно-пространственной структуры убедительным обоснованием реставрации памятника на первую четверть ХVIII в. с достоверным воссозданием утраченных деталей.
Самым значительным и пышным по оформлению в период первой четверти. XVIII в. был центральный корпус, южный фасад которого был декорирован гербом над парадным входом, поэтажными пилястрами разных ордеров и увенчан по центру аттиком со статуями, а боковые ризалиты были украшены фронтонами барочной формы с вазами и золочеными княжескими коронами.
Как следует из документа 1737 г., «на… кровле… деревянных статуй… шесть, освидетельствовать резными мастерами», а в одном из документов, относящихся к 1742 г. говорится о гербе Меншикова на главном фасаде и о надписи «Под оным в длину золотыми словами… по-латински…». (доблесть ведёт — фортуна сопровождает).
Исходными документальными источниками при воссоздании архитектурно-декоративного убранства южного фасада явились гравюра А.Ф. Зубова, рисунок X. Марселиуса, существующая в настоящее время корона, венчающая кровлю Большого дворца Меншикова в Ораниенбауме. Достоверность гравюры А. Зубова 1714 года была подтверждена в результате археологических изысканий, проведенных архитекторами в 1970-х гг. в процессе реставрации.
Княжеские короны и вазы были воссозданы в 2002 г. в технике гальванопластики.

Воссоздание корон и ваз Дворца А. Д. Меншикова в 2002 году. Государственный Эрмитаж

Для завершения композиции Южного фасада в 2005 г. был разработан проект, предусматривающий восстановление скульптур на аттике. Вертикали статуй были неотъемлемой чертой облика здания. Скульптурная композиция имела общегосударственное значение, прославляющее Россию и Петра I. В 2011 г. в рамках завершающего этапа работ на аттике здания были представлены модели скульптур в натуральную величину (скульптор В.В. Ларионов). Вопрос, связанный с поисками в архивах документального подтверждения идейной программы скульптурного убранства аттика, остаётся открытым.
Таким образом, находки, сделанные в процессе исследования и реставрации здания, выявили высокий художественный уровень архитектуры дворца, сделали его объектом музейной экспозиции, планировочных и декоративных решений как памятника переходного этапа развития русского искусства. Одним из элементов показа подлинности здания стал прием музеефикации фрагментов первой трети XVIII века — перекрытий, кладки, сводов, металлических креплений и архитектурного декора (карнизов, тяг и др.).

Музеефикация кирпичной кладки сводов помещения цокольного этажа центрального корпуса
Дворца А. Д. Меншикова. Личный архив В. В. Мещерякова

Нинель Васильевна Калязина, первая заведующая музея, автор концепции интерьерной экспозиции во Дворце Меншикова, с 1957 г. участвовала в восстановлении Большого Петергофского дворца и дворца Монплезир, а в 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Интерьер первой четверти XVIII века: Новое в планировочном и архитектурно-декоративном решении интерьера». Определяя приоритетность понятия интерьера, как наиважнейшей части архитектуры, она показала, что, архитектура — это среда, искусственно создаваемая человеком для своего обитания, на каждом этапе развития общества она определяется природными условиями, эстетическими воззрениями и материальными возможностями. Интерьер жилого здания, будучи естественной частью архитектуры, отражает достижения материальной и духовной культуры общества, отделку и использование жилья, семейные и общественные отношения, которые могут быть выражены и представлены предметами искусства и материального мира. Именно в первой трети XVIII века организация и отделка жилого интерьера в Европе становятся объектом предварительного замысла архитектора. Архитектурно-декоративное решение интерьера в его лучших образцах поднимается на уровень высокого искусства. Поэтажная планировка музея с анфиладным расположением комнат восстанавливалась с учетом сохранения и реставрации помещений, сохранивших первоначальную отделку и приспособления остальных помещений для нужд музея. Концепция создаваемой экспозиции основана на анализе подлинных уникальных интерьеров Петровского времени, а также письменных источников, изобразительного материала и архитектурных аналогов, изучении вещей, окружавших современников Петровских преобразований. Архитектурно-декоративное решение сохранившихся интерьеров представляет несомненное художественное значение для истории русского искусства, так как по большей части является уникальным, не имеющим аналогий в других памятниках начала XVIII века. Прежде всего, это касается живописных плафонов на светские темы, отделки стен, потолков и печей керамическими плитками (изразцами) голландского типа. Изразцы как отделочный материал были известны в России давно. Согласно исследованиям Л.П. Дорофеевой, плитковый декор дворца с сохранившимися четырьмя интерьерами, покрытыми 23 465 сине-белыми расписными изразцами, совершенно очевидно свидетельствует о новых тенденциях в русской культуре, связанных не только с эстетикой, но и появлением новомодных материалов, повышением требований к гигиене и комфорту быта. Понять назначение покоев дворца удалось благодаря свидетельствам современников, а также архивным документам. В «Повседневных записках делам князя А.Д. Меншикова» за 1726 и 1727 гг. упоминаются такие помещения, как «предспальня», «плитковая» и «ореховая», где светлейший князь принимал иностранных дипломатов, военных и гражданский чинов, для решения важных государственных и административных вопросов. В «Описании дома кн. Александра Даниловича Меншикова в С.-Петербурге, 1732 года» также содержатся сведения о назначении некоторых помещений. Экспозиция музея «Культура России первой трети XVIII века» обладает и мемориальным характером, поскольку связана с жизнью и деятельностью Александра Даниловича Меншикова — выдающейся личности петровской эпохи. В сохранившихся интерьерах воссоздана обстановка служебных и жилых парадных комнат. Являясь резиденцией первого генерал-губернатора, дворец выполнял функции и административно-общественного здания, где обсуждали вопросы строительства кораблей, кирпичных и стекольных заводов, давали указания архитекторам, скульпторам и художникам. Здесь Меншиков, как первый президент Военной коллегии занимался делами по организации армии. Во дворце проходили ассамблеи, дипломатические приемы, отмечались даты побед в Северной войне. Начиная с 1713 года губернатор занимался благоустройством городских кварталов столицы, постройкой каналов вокруг Адмиралтейства, руководил возведением дворцовых ансамблей в Петергофе, Стрельне и Ораниенбауме, строительством дорог к Петербургу и Волхову, строительством гавани и укреплений в Кроншлоте. Дворец Меншикова был принят в эксплуатацию и передан Государственному Эрмитажу для создания там интерьерной экспозиции «Культура России первой трети ХVIII в.». Инициатором создания во дворце Меншикова музея стал директор Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, поскольку именно Эрмитаж обладал уникальным комплексом вещей петровской эпохи. Работу возглавили заведующая Отделом истории русской культуры Г.Н. Комелова и её заместитель Н.В. Калязина, занимавшаяся с 1971 по 1980 г. разработкой предложений по музейному использованию памятника. В ОИРК появился новый сектор «Культура России первой трети XVIII в.», находящийся во Дворце Меншикова и возглавляемый Н.В. Калязиной. Сектор, изначально функционирующий, как филиал Государственного Эрмитажа, стал новым музеем города. Основу открывшегося 18 февраля 1981 года музея составили сохранившие свое декоративное убранство, восемь отреставрированных помещений восточной части здания. Устроители пошли по пути экспонирования в отреставрированных интерьерах только подлинных материалов из собрания Государственного Эрмитажа. Предметы высочайшего художественного и исторического уровня заполнили новую постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа, разместившуюся во Дворце Меншикова. Следует отметить, что смешение предметов самого разного происхождения — характерная черта обстановки петровского времени, когда Петр I открыл «окно в Европу» и товары многих стран стали прибывать в Петербург. Одним из самых характерных и показательных в этом отношении по составу и разнообразию собранных произведений искусства и быта, несомненно, был дом Меншикова — генерал-губернатора города и прибалтийских земель, богатейшего человека в России, близкого Петру I. Пользуясь своими правами Меншиков приобретал привозимые товары одним из первых или заказывал их через своих агентов и торговых посредников в Европе. Документальную основу при выборе предметов для музея составили описи домов и конфискованного имущества А.Д. Меншикова, счета на покупки, аналогии с другими интерьерами. В подборе экспонатов принимали непосредственное участие сотрудники всех отделов Государственного Эрмитажа (истории русской культуры, истории западноевропейского искусства, истории античного мира, Востока, нумизматики, арсенала, научной библиотеки). В результате, во дворце были собраны редкие для своего времени вещи, например, китайский и японский фарфор, голландский фаянс, стол в английском стиле и итальянская мебель, европейская живопись, английское и немецкое серебро, итальянская и античная скульптура, европейские шпалеры, часы и многое другое. Широкую ретроспективу предметов, принадлежавших Меншикову и находящихся в настоящее время в художественных собраниях музеев России (живопись, скульптура, хрустальные кубки с гербом Меншикова, часы, оружие и пр.) привёл А.А. Дутов в статье к каталогу выставки. Характер живописного собрания, которое Меншиков собирал в подражание Петру I, позволили Н.В. Калязиной воссоздать экспозицию кабинета с живописью. «Дубовый шкаф, сохранившийся от времен Меншикова», упомянут в архивных материалах конца XIX века и, как отметила в 1923 г. К. Ползикова-Рубец, «А.А. Крутецкий приобрел для музея сундук, принадлежавший Варваре Михайловне». Эти вещи находятся в экспозиции плитковых комнат. Скульптурное собрание Меншикова было реконструировано благодаря исследованиям С.О. Андросова. Часть статуй были переправлены в Летний сад, Петергоф и Царское Село, статуя «Правосудие» Альвизе Тальяньетра установлена в 1939 г. в центральной нише главного марша Иорданской лестницы Зимнего дворца. В настоящее время скульптура из сада дворца Меншикова находится: в Летнем саду — Милосердие, Правосудие, Слава (Пьетро Баратта), Сивилла Дельфийская (Джованни Бонацца); в Царском Селе — Геркулес, Иола, Марс, Аполлон(Антонио Тарсиа); Аполлон (Пьетро Баратта); Сивилла Ливийская (Джованни Бонаца); Мир, Великолепие (Джузеппе Дземиниани); Любовь в родине, Добродетель, поперающая порог (Бортоломодоло); Сивилла Персидская (Джованни Дзордзони); в Петергофе — Нептун, Тритон, Нимфа (Антонио Торсиа); Олимпия, Адонис (Франческо Кабианка); В Эрмитаже — Правосудие (Альвизе Тальяньетра). Реконструкцию книжного и нумизматического собрания, связанного с историческими событиями и победами в Северной войне, которое могло находиться в доме Меншикова, сделали Н.В. Калязина и И.В. Саверкина. Пара карманных часов, подаренных в 1887 г. императору Александру III последним из рода князем Владимиром Александровичем Меншиковым, находятся в экспозиции дворца Меншикова. Их принадлежность А.Д. Меншикову убедительно доказана Л.А. Яковлевой. Проявившийся в XVIII веке живой интерес европейских стран к культуре Востока отражает интерьерная экспозиция с китайскими обоями, китайским и японским фарфором (так, символику изображений на китайских обоях исследовала М.Л. Рудова, а историю появления «кэсов» в собрании Эрмитажа описала М.Л. Меньшикова). Продолжение разработки проектов реставрации уникальных интерьеров дворца было поручено авторскому коллективу архитекторов-реставраторов: Г.В. Михайлову, В.К. Галочкину и И.В. Бурковской. В 1986 г. были открыты интерьерные экспозиции «Токарня», «Матрозная», «Шпалерная», «Большой зал», «Кордегардия». В «Кордегардии» на своем первоначальном месте, указанном на «Плане кадетскому каменному дому» середины XVIII в., в центре северной стены, была восстановлена печь, облицованная зелеными «муравлеными» изразцами, по аналогии с сохранившейся печью Петра I в Кадриорге. Фрагмент подлинного муравленого изразца, найденного при реставрационно-строительных работах в культурном слое здания, был вмонтирован в воссозданный изразец печи.

Воссозданная на прежнем месте муравленая печь (по аналогии с сохранившейся печью в
Домике Петра I в Кадриорге). 2019. Личный архив В. В. Мещерякова

В Поварне под сохранившимся вытяжным колпаком был восстановлен по аналогам очаг с использованием подлинных кирпичей XVIII века от разобранного на улице Белинского дворового флигеля (реставратор В.П. Машников). Декоративная отделка парадных интерьеров второго этажа с 1710 по 1717 гг. менялась трижды: от первоначальных плафонов в темперно-масляной живописи по штукатурке работы мастера оружейной палаты Г. Одольского 1711-1712 гг. на светскую патриотическую тему с изображением Петра I (исследователь М.Г. Колотов), вторая декоративная роспись Луи Каравака 1715-1716 гг., окраска и обивка тканью стен, до плиткового убранства стен и потолков и плафона Ф. Пильмана с отделкой стен персидским орехом в Ореховой (по проекту, согласно выводам Н.В. Калязиной, архитектора Ж.-Б. А. Леблона). Наличие сохранившейся темперной живописи по штукатурке подтверждается двумя музеефицированными фрагментами на потолке Предспальни под плитковым убранством и тремя слоями живописной росписи по дереву, раскрытой на поверхности дверных полотен Ореховой (ГЭ. Инв. № ДМДП 6/1-2, кат. №) обнаруженных в 1970-х гг.

Дверные полотна Ореховой Дворца А. Д. Меншикова с тремя слоями живописной росписи по дереву.
2015. Личный архив В. В. Мещерякова

Первый вариант восстановления интерьера Ореховой предложил архитектор-реставратор Александр Эрнестович Гессен (устройство механизма для спуска — подъема живописного плафона Пильмана для возможности показа первоначальной фрески с изображением Петра I). Однако, по объективным техническим причинам это не могло быть реализовано. В 1989 г. В.В. Мещеряковым было найдено решение и разработан новый проект, в результате чего пятичастный живописный плафон Пильмана был установлен поверх сохранившейся первоначальной фрески Ореховой без повреждения ее живописного слоя. Таким образом, было завершено восстановление интерьера Ореховой на 1717 г.
В перспективе, можно говорить о воссоздании не сохранившейся отделки интерьерной экспозиции в помещениях «Конторки» и «Секретарской». При этом несомненный интерес представляют сохранившиеся в Наугольных палатах первоначальные варианты окраски стен в парадных покоях первого и второго этажей (раскрыты в 2020 г., Студия 44). Описание помещений выполнено М. Шванвицем в 1735 г.
В помещениях западной половины на втором этаже не сохранилось первоначальной отделки, поэтому определяющим источником необходимых сведений являлось само здание. Натурные исследования подтвердили принцип симметрии, заложенный в планировку европейских зданий дворцового типа эпохи барокко. Сохраняя подлинными архитектурные объемы, оконные и дверные проёмы, мы исходили из того, что в декоративном убранстве интерьера возможны элементы реконструкции.
Основные положения по архитектурно-декоративному решению экспозиции западной половины были разработаны Н.В. Калязиной с учётом аналогий из симметричной восточной части здания и документов сохранившихся описей интерьеров начала ХVIII века. Варианты научных графических реконструкций интерьеров были выполнены в 1987 г. архитектором-реставратором Эрмитажа И.В. Бурковской по описям: Ораниенбаумского дворца А.Д. Меншикова (1728 г.), дома Меншикова «у Боровицкого мосту», Лефортовского дворца при Меншикове, Яузского дворца (1699 г.).

В парадной отделке дворцов петровского времени в России преобладало использование декоративных тканей и шелка восточной работы. Описи имущества Меншикова свидетельствуют о наличии у него большого количества восточных тканей и предметов прикладного искусства. Согласно документам домашней канцелярии Меншикова, есть множество упоминаний о покупках лаковых восточных «кабинетцев», угловых столиков, часов, китайских шёлковых тканей и прочего.
Продолжая работу над концепцией создания интерьерной экспозиции в западной (женской) половине дворца, Нинель Васильевна Калязина в 1981 г. пригласила Анастасию Борисовну Васильеву во дворец Меншикова для реставрации китайских шелковых обоев конца XVII — начала XVIII вв.
Васильева участвовала в возрождении десятков памятников и объектов послевоенного Ленинграда, в 1960-е гг. начала реставрацию китайских шелковых обоев для Коронной и Диванной комнат Большого дворца Петергофа. Обои из Екатерингофского дворца, находящиеся в Эрмитаже, были в руинированном состоянии со значительными утратами: загрязненные, многократно проклеенные бумагой, картоном, холстом — требовалась большая реставрация. Разработанная Васильевой универсальная методика реставрации, в которой использовались натуральные красители и традиционные китайские рецепты, была одобрена Реставрационным советом Государственного Эрмитажа. «Не каждому дано справиться с подобной задачей. Надо очень хорошо знать технику восстановления восточных тканей, их особенности», — говорила Н.В. Калязина в 1983 г. А.Б. Васильева создала мастерскую по реставрации китайских обоев и воспитала учеников-реставраторов. Процесс реставрации занял 12 лет кропотливой работы.
При определении назначения помещения помещений западной половины было принято во внимание описание, сделанное Мартыном Шваншицем в 1732 г.
(Передняя) Первая комната от сеней — Передняя (название, согласно описи Шваншица). Комната имеет точно такие же размеры, как и передняя князя в восточной половине, разделённая перегородкой на конторку и секретарскую. При отделке в 2006 г. стен Западной Передней был использован штоф, изготовленный по образцу фрагмента французской шелковой ткани конца XVII в., хранящейся в Эрмитаже.
Изготовлением ткани со сложным рисунком и большим количеством цветных нитей в течение трех лет занималась московская Государственная научно-реставрационная мастерская «Старинные ткани» (под руководством художника по тканям Елены Анатольевны Захарковой) при Министерстве культуры России. Мастерская появилась в послевоенные годы, когда группа художников во главе с З. Милявской нашла старые жаккардовые станки и мастеров-ткачей, работавших с начала XX в. на мануфактуре фабрикантов братьев Сапожниковых. Для восстановления памятников отечественной культуры была организована ткацкая мастерская при Академии архитектуры с целью достоверного воссоздания старинных тканей. Полный цикл технологического процесса: от обработки натурального шелка-сырца до готовой продукции, предусматривал только натуральное сырье и использование натуральных красителей и трав.
В Западной приёмной шелковые китайские обои, заключённые в деревянные рамы, экспонируются в виде ширм.
Детали интерьера, составляющие архитектурно-декоративный фон экспозиции, — такие как панели, тяги и профили, аналогичны сохранившимся в симметричных помещениях восточной половины здания и являются «съемными», не нарушая подлинных архитектурных объёмов выявленных и восстановленных в процессе раскрытий в период до 1980 года. Верхняя часть стен декорирована подлинными китайскими расписными шёлковыми обоями начала ХVIII в. в дубовых профилированных рамах в виде ширм. Низ стен выполнен дубовыми панелями с профилями и тягами, аналогичными сохранившимся первоначальным профилям в симметричном помещении на восточной половине здания. Фрагменты голландских плиток «Розы на стеблях», обнаруженные в перекрытии под полом, наряду с архивными данными о замене расколотых плиток дощатыми панелями, дали основание нижнюю часть стен оформить дубовыми панелями с плитковым заполнением. Гладкий потолок оформлен рамой, а стены антаблементом, фризом и карнизом с профилями, аналогичными профилям плиткового плафона в симметричном помещении Предспальни. Камин воссоздан на историческом месте из кирпича и оштукатурен по аналогии с каминами в Марли.
При создании экспозиции Кабинета с живописью (воссоздание первоначального варианта отделки симметричного помещения Ореховой с обивкой стен синим сукном и плафоном — фреской) были приняты во внимание графические изображения интерьеров конца ХVII в., которые видели Пётр I и Меншиков в 1697 −1698 годах. Сюжеты картин подобраны в соответствии с сохранившимися описями живописного собрания А.Д. Меншикова, насчитывавшего более 140 картин, и дают представление о тематике и качестве работ. В качестве плафонов в этом и смежном помещении Спальни княгини в 1999 г. были установлены выполненные художниками О.А. Шведерской и А.Ф. Кабаниным (последняя работа Н.В. Калязиной в качестве научного консультанта) современные живописные копии (с элементами реконструкции) первого и второго слоёв фресок Ореховой, закрытых плафоном Пильмана и недоступных посетителям.

Кабинет с живописью. Воссоздание в 1998 году первоначального интерьера Ореховой
Дворца А. Д. Меншикова. Личный архив В. В. Мещерякова

Таким образом, комплексное решение интерьерной экспозиции в помещениях, утративших художественную отделку, позволило показать подлинные предметы петровского времени на вновь созданном, научно-обоснованном архитектурно-декоративном фоне. Такой метод сложен в реализации, но наиболее убедителен для восприятия представленных экспонатов и повествования об эпохе, поскольку позволяет наглядно показать посетителям музея интерьеры петровского времени, сохранившиеся в воспоминаниях современников.
Совершив заграничные путешествия, Петр I стал законодателем мод. Старался не отставать от него и Меншиков. Функции Государственного Эрмитажа, хранилища сокровищ мирового искусства, общеизвестны — это собрать, сохранить, изучить и показать. В полной мере это проявилось и при формировании создаваемой экспозиции и объектов показа во Дворце Меншикова, который с 1996 г. получил статус отдела. В 1982-1990 гг. в. в музее продолжался процесс коллекционирования — появилось собрание архитектурно-декоративной керамики изразцовых печей конца XIX — начала XX века; в 2006 году Государственный Эрмитаж стал обладателем коллекции малогабаритных печей западноевропейского производства, которые находятся во Дворце Меншикова. Также в отделе хранится собранная коллекция документальных материалов, посвященная истории Первого кадетского корпуса, который располагался во дворце А.Д. Меншикова с 1732 по 1918 год. Большую часть коллекции отдел «Дворец Меншикова» получил в дар от И.Б. Харитоновой и А.Ю. Ладвеза, потомков А.А. Крутецкого (1880-1958), офицера-воспитателя корпуса и хранителя музеев во дворце А. Д. Меншикова до 1925 года. Другая часть документов по реставрации дворца А.Д. Меншикова сформировалась из рисунков и рабочих чертежей, созданных архитекторами во время исследовательских и реставрационных работ во дворце А.Д. Меншикова во второй половине ХХ в.
В настоящее время Дворец Меншикова является комплексным музейным объектом в составе Государственного Эрмитажа, который осуществляет: научную, хранительскую, культурно-просветительскую и представительскую деятельность.

Мещеряков В.В. Опыт создания интерьерной экспозиции в музеефицированном дворце Александра Даниловича Меншикова в Санкт-Петербурге// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 170-184.