Блог — 

Камины Монплезира. К истории создания и бытования

И. О. Суворова, Н. А. Курочкина

Нельзя ль мне море дать в соседство!
Нельзя ль найти мне уголок
Но, не забыв про камелек,
В волшебном вашем Монплезире!
В.А. Жуковский

Монплезир (франц. monplaisir — мое удовольствие) — любимый дворец Петра I, ровесник Большого дворца, — строился с мая 1714 по август 1723 года. Место для его постройки на берегу Финского залива выбрал сам Петр I, он же определил планировку здания и некоторые детали декоративной отделки. В сооружении дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б.-А. Леблон, Н. Микетти. Их идеи воплощали лучшие иностранные и отечественные мастера того времени: Ф. Пильман, Л. Каравак, Н. Пино, К.-Б. Растрелли, Ж. Мишель, Г. Брункхорст, Я. Неупокоев, «создав произведение, с исключительной полнотой отразившее передовые веяния эпохи стремительного прогрессивного развития России».

В России в первой четверти XVIII века при строительстве дворцов широкое распространение получили камины, которые являлись олицетворением новизны, роскоши и престижа. В Монплезире камины находятся в Парадном зале, Буфетной, Спальне, Секретарской и Лаковом кабинете. Отделка каминов выполнена при Ж.-Б.-А. Леблоне в 1717 — 1719 годах. В их декоративном оформлении использовались дубовая облицовка, лепнина, изразцы и лаковые панно. К сожалению, изразцовое убранство каминов, а также лаковые панно были утрачены в годы Великой Отечественной войны, а вот лепнина сохранилась. Камины были отреставрированы по проекту А.Э. Гессена и Е.В. Казанской в 1958-1959 годах мастерами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских.
Наибольшим изяществом отличается лепной декор камина в Спальне.«Щит камина богато украшен лепкой: наверху — картуш, справа и слева от него — знаки ордена Андрея Первозванного, учрежденного Петром I. Ниже — ваза с пейзажем на тулове и раковина на фоне барельефного изображения знамен, пушек, пороховых бочек. На боковых стенах камина — орнамент в виде трельяжной решетки». В самой ранней описи Монплезира 1728 года указано, что «в каморах от зала на левой стороне [Спальня и Секретарская. — Н.К. и И.С.] у двух комлей доски, на которых дрова кладутца медные, и столбики на ножках медные, двои щипцы и две лопатки медные; два меха с трубками медными» — это дает возможность предположить, что в 20-е годы XVIII века камины в Спальне и Секретарской использовались для отопления помещений. А уже в XIX веке, согласно описи 1831 года, в камине располагалось «вазиков фарфоровых с крышками голубыми с позолотою — 2; на камине вазиков таких же — 2; вазиков белых с цветами и крышками- 2; чашек наподобие полоскательных белых с цветами — 10, к оным блюдцев таких же — 10». В годы Великой Отечественной войны камин в Спальне уцелел, лепнина сохранилась, но в верхней части камина было пробито отверстие для дымохода от печки-времянки и повреждена профилировка.
Рядом со Спальней находится Секретарская, специальное помещение для дежурного денщика — секретаря, который работал здесь во время пребывания Петра I в Монплезире. Камин, расположенный у северной стены декорирован лепкой в виде трельяжной решетки. В верхней части камина в картуше — изображение двуглавого орла. На щите камина и его боковых сторонах размещаются орнаментальные полочки — консоли, выполненные из гипса, на которых расставлены китайские фарфоровые чашки и чайники XVII века. Семь чайников появились в экспозиции в 2007 году, и они заметно отличаются от остальных предметов из фарфора, стоящих на камине, так как имеют не глянцевую, а матовую поверхность. Чайники были подняты в 1986 году с затонувшего судна «Вунг тау», условно названного по вьетнамской провинции, напротив которой оно потерпело крушение приблизительно в 1690-1700 годах. По описи 1831 года в камине Секретарской находился «таган чугунный с четырьмя шишками железными и такою же рамою у тагана вокруг; на камине — 45 чашек разных фарфоровых с китайскою живописью». На довоенных фотографиях Секретарской хорошо видно, что топка камина была облицована голландскими изразцами.

Монплезир. Секретарская. Северо-западный угол. Камин. 1930-е. ГМЗ «Петергоф»

В годы Великой Отечественной войны эти изразцы были разбиты, в верхней части камина проделано отверстие для дымохода, лепнина во многих местах отколота и повреждена; цоколь камина полностью утрачен. В период послевоенной реставрации дворца в 1958-1959 годах в камине Секретарской планировалось воссоздать 104 изразца, однако осуществить эти замыслы так и не удалось. Работы по воссозданию изразцовой облицовки были выполнены в 2007 году по проекту мастерской № 3 ОАО «Института «Ленпроектреставрация», для чего использовались 84 подлинных дельфтских изразца XVIII века. Изображения на изразцах различны по тематике (библейские сюжеты, жанровые сцены, пейзажи), так как приоритетом при воссоздании изразцовой облицовки было не сюжетное единство, а подлинность дельфтских изразцов.

Секретарская. Камин. 2015

Камин в Буфетной украшает лепка в виде трельяжной решетки с розетками и дубовыми листьями. На каминной полке экспонируются восемь чайников керамической мануфактуры Исин, по преданию подаренных Петру I китайским императором. Чайники упоминаются в описи 1728 года «в каморе от зала на правой стороне [Буфетная — Н.К. и И.С] как «восемь чайников глиняных»; а также в описи первой половины XIX века. Эти дипломатические подарки изображены на акварели К.А. Ухтомского 1846 года. Чайники не покидали дворец до 1941 года, когда были эвакуированы в Новосибирск (реэвакуированы в 1944 году). Лепка камина частично сохранилась. В описании состояния камина после войны в 1946 году было зафиксировано, что в камине «на высоте пробита труба в дымоход. Профиля на 50% сбиты, а оставшиеся требуют расчистки. Лепные детали (розетки и дубовые листья) на 50 % отсутствуют, а оставшиеся требуют расчистки».
В Парадном зале камин расположен в центре западной стены.

Парадный зал. 2009

Он обшит дубовыми филенками и украшен лепниной на полуциркульном фронтоне в виде корзины с цветами. В дубовую обшивку камина вмонтирована картина в черной раме фламандского живописца Питера Кастельса Третьего (1684-1749) «Ваза с цветами», которая упоминается в описи живописной коллекции Монплезира Якоба Штелина. Камин в Парадном зале, так же, как камины в Спальне и Секретарской, использовался для обогрева помещений. Об этом свидетельствует опись 1728 года, согласно которой, в камине Парадного зала находилась «решетка железная». В инвентарной книге 1938 года в этом интерьере упоминается подставка для тагана — «длина 55,7; ширина 35,4; высота 10; железная, в виде прямоугольного листа с тремя бортами на трех низких ножках». Кроме того, описание этого тагана совпадает с таганом на довоенной фотографии. В годы Великой Отечественной войны лепнина камина сохранилась, а дубовая отделка — полностью утрачена. Были утрачены и голландские изразцы, украшавшие цоколь камина.

Варжанский В. В. Фрагмент с камином в Центральном зале. 1917. ГМЗ «Петергоф»

В 1946 году А.Э. Гессен и Е.В. Казанская указывают, что на камине Парадного зала «сохранился фрагмент цокольной части с остатками изразцов и следы изразцов в очаге». По мнению М.А. Тихомировой, кафельными плитками были облицованы топки каминов Парадного зала, Буфетной и Секретарской.
Самый уникальный камин Монплезира находится в Лаковом кабинете.

Лаковый кабинет. 2012

Во время Второго заграничного путешествия в 1717 году Петру I понравился кабинет для «порцелиновой» (фарфоровой) посуды в королевском дворце Монбижу, стены которого были декорированы живописными вставками с изображением сцен из китайской жизни. После возвращения из поездки Петр отменил первоначальное решение облицевать кабинет дубом и предложил И. Браунштейну составить новый проект. Проект был выполнен архитектором в 1719 году. Работу исполнили в 1720-1722 годах иконописцы Адмиралтейского ведения лакового дела под руководством голландского художника Гендрика ванн Брункхорста за 1 год и 7 месяцев. В декоративном оформлении стен, дверей и камина в Лаковом кабинете были использованы девяносто четыре лаковых панно. Почти все панно были уничтожены в годы немецкой оккупации, а камин сильно разрушен. Воссоздать панно взамен утраченных было поручено мастерам из Палеха: В.В. Большакову, А.В. Борунову, Ю.А. Виноградову, Н.М. Зиновьеву, Т.И. Зубковой, Г.М Мельникову, В.Н. Смирнову. Возглавлял бригаду художников заслуженный деятель искусств народный художник РСФСР Н.М. Зиновьев. В 1956 году палешане выполнили эскизы лаковых панно. В 1958 году по этим эскизам были воссозданы семь лаковых панно для камина. Самое большое панно «Танец в саду богдыхана», два нижних панно слева и справа от топки камина и два верхних панно справа и слева на боковых стенках камина создала Тамара Ивановна Зубкова (эти панно подписаны и пронумерованы). Панно, расположенные внизу на боковых стенках камина, выполнены Григорием Михайловичем Мельниковым, но они не подписаны и не пронумерованы. Судя по эскизам лаковых панно, хранящихся в фонде «Бытовая коллекция» ГМЗ «Петергоф», а также по схеме их размещения, планировалось воссоздать для камина не семь, а тринадцать панно. Но, так как на довоенных фотографиях на камине установлено только семь лаковых панно, было принято решение не выполнять в натуральную величину шесть лаковых панно, которых не было до войны.
Камины Монплезира, выполненные в 1717-1722 годах по проектам архитекторов Ж.-Б.-А. Леблона и И. Браунштейна, являются подлинными. Каждый из пяти каминов имеет свои архитектурные особенности и по-своему уникален. Согласно имеющимся описям 1728 и 1831 годов, камины в Парадном зале, Спальне и Секретарской использовались для обогрева помещений. В годы Великой Отечественной войны камины были повреждены. Основные реставрационные работы проводились в 1958-1959 годах, а в 2007 году была облицована изразцами топка камина в Секретарской. На основе проведенного исследования авторы предполагают, что топка и цоколь камина в Парадном зале, а также топка камина в Буфетной были декорированы изразцами.

Суворова И. О., Курочкина Н. А. Камины Монплезира. К истории создания и бытования// Дворцы и события. К 300-летию Большого Петергофского дворца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2016. — С. 158-162.