Блог — 

Красные хоромы Петра I — реликвия Санкт-Петербурга. Этапы музеефикации памятника

Н.А. Александрова

Красные хоромы, Первоначальный дворец, Домик Петра I — названия первого жилого дома города, предназначенного стать столицей преображенной России. Хоромы для царя срубили в мае 1703 года, вскоре после основания Санкт-Петербурга и закладки Петропавловской крепости. Петр выбрал место для своего жилища вне крепости, на Березовом острове, у самого берега реки Невы, где была естественная гавань. Царю необходимо было следить за ходом планировочных и строительных работ своего нового города. Красные хоромы стали своего рода «прорабской» — здесь, по преданию, Петр чертил план Петербурга.
Судьба первого жилого дома города складывалась благополучно, его почти не затронули катастрофы XX-го века. Домик Петра I — наиболее популярный музей, особое место в городе. Посещение музея традиционно входило в программу знакомства с Петербургом гостей со всего света. Степень изученности памятника достаточно высока, но, несмотря на это, периодически обнаруживаются важные документы, что является большой удачей.
Домик Петра I в Санкт-Петербурге выделяется среди петровских памятников, так как история его сохранения почти совпадает со временем постройки. Строительство защитного сооружения стало определяющим в истории памятника. По указанию Петра I галерею на каменных столбах над деревянными Красными хоромами, в 1723 году, юбилейном для города, построили по проекту архитектора Доменико Трезини. Это обстоятельство обусловило восприятие памятника как реликвии, связанной с великими начинаниями царя-реформатора. В дальнейшем, сохранение Домика стало предметом особой заботы со стороны не только правителей России, но и всех поколений петербуржцев. Позднее, появилась традиция сохранять те дома, в которых жил или просто останавливался государь.
В царствование дочери Петра I — Елизаветы Петровны — в 1740-е годы, после укрепления берега и необходимых ремонтных работ, в Домике была устроена часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя, приписанная к Троицкому собору. Образ Спаса — любимую икону Петра I — поместили в помещении столовой (чтимый образ ныне находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга-Н.А.). Часовня стала местом притяжения не только паломников, но и почитателей памяти Петра Великого.
В отдельный и важный период истории памятника выделяются мероприятия, проведенные для сохранности памятника в период правления императора Николая I. 10 января 1844 года император разрешил перестройку защитной галереи и ремонт Первоначального дворца. Работы поручили архитектору придворной конторы Роману Ивановичу Кузьмину. Продолжая традицию бережного отношения к петровскому мемориалу, архитектор в целом сохранил границы и облик прежней галереи, но изменил детали и использовал ряд строительных приемов (например, кирпичная кладка на манер голландской, без штукатурки), которые сделали ныне существующий футляр сооружением, отсылающим зрителя к любимому Петром дворцу Монплезир. Кроме того, Кузьминым была устроена дренажная система под Домиком, которая поддерживает благоприятную для древесины среду. Тогда же произвели большие ремонтные работы в самом Домике: исправили фундамент, заменили полы и два нижних венца сруба, сделали ремонт окон и дверей, оббили стены и потолки холстом, окрасили фасады под кирпич.
По окончании перечисленных работ архитектор Кузьмин и старший-смотритель Первоначального дворца Одинцов составили документ — «Историческое описание дворца императора Петра Великого что на Петербургской стороне и достопамятностей в нём находящихся». Архитектор представил подробное описание произведенных работ, смотритель топографическую опись. Указанное Описание, обнаружено нами сравнительно недавно, в 2013 году. Оно хранится в Филиале Государственного архива Ярославской области в г. Угличе, куда попало в 1920-е годы из национализированной усадьбы потомков бывшего президента Гоф-интендантской конторы — Федора Петровича Опочинина. Из Описания мы узнаем, что в 1844-м году для интерьера Домика был изготовлен комплект мебели: шкафы, комоды, витрины, этажерка, кресла, стулья и «футляр для хранения скамейки Петра I», выполненные «из дерев Летнего сада времен Императора Петра Великого», а резные украшения «сделаны из лип Летнего сада», поваленных бурей летом 1840-го года. Документ зафиксировал и тот заслуживающий отдельного внимания факт, что мебель для Домика исполнена «на манер шкафа императора Петра I находящегося во дворце, что в Летнем саду». Следовательно, образцом для создания комплекта мебели в Домик Петра I послужил подлинный предмет петровского времени — мемориальный шкаф из Летнего дворца Петра I. Таким образом, в 1840-е годы не только провели мероприятия для сохранения памятника, но и проявили контекстуальный подход: внешне приблизив здание футляра к архитектуре петровского времени и насытив мебелью соответствующего стиля.
Заботясь об украшении петербургской святыни и создании присущего месту благолепия, в преддверии юбилея Петра Великого, в 1871 году, сад оградили чугунной решеткой с позолоченными двуглавыми орлами и вензелями Петра I. Ограду отлили на заводе Сан-Галли на средства прихожан часовни по высочайше утвержденным рисункам. В 1874 году Санкт-Петербургская Городская дума передала Придворному ведомству земельный участок береговой линии от Первоначального дворца до Невы, где разбили внешний сад. На берегу построили причал с резной деревянной беседкой в русском стиле, а перед входом с причала установили бронзовый бюст Петра I на высоком постаменте красного гранита. В итоге вышеперечисленных усилий, к концу XIX века в историческом центре Санкт-Петербурга сформировался особенный архитектурно-ландшафтный комплекс — деревянный Домик Петра I, защитный футляр над ним, сад с ажурными решетками, в котором до наших дней сохранились деревья, посаженные членами императорской семьи.
В 1890-годы, по указанию Александра III, защитный футляр расширили двумя пристройками: с северной и южной стороны. Южная пристройка предназначалась для хранения лодки-верейки Петра I, где она находится и ныне. Лодка хранится рядом с Домиком с 1725-го года, участвовала в официальной части юбилейных торжеств 1872 и 1903 годов.
После революции 1917 года Первоначальный дворец на Петроградской стороне вместе с часовней перешел из ведения Министерства Императорского двора в Народный Комиссариат имуществ республики. 23 февраля 1918 года на заседании художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце на Б.А. Надеждина было возложено подробное ознакомление с состоянием Первоначального дворца как памятника старины. Сохранились его письма, направленные в райисполком Петроградского района, в которых указывалось на исключительное художественно-историческое значение Домика Петра и содержались просьбы об обсуждении возможности ликвидации часовни Спасителя, как заслоняющей интерес к самому дворцу.
Годы революции и Гражданской войны разорили страну. Архитектурные памятники нуждались в ремонте, музеи не получали ассигнований. В октябре 1921 года в Главном комитете по делам музеев (Главмузее) состоялось совещание о возможных источниках доходов. Поскольку резко сокращались расходы государства по охране музеев, последним предоставлялось право получать доходы, в том числе и от аренды строений. В связи с этим, администрация Музейного фонда и Петроградское Епархиальное управление заключили отношение. По его условиям, в часовне Спасителя беспрепятственно могли совершаться богослужения. При этом епархиальное управление несло полную ответственность за имущество Домика. В целях сохранения историко-художественного ансамбля, не допускались ремонты, приспособления, перемещения предметов без предварительного согласия на это администрации Музейного фонда. Кроме того, церковные власти обязаны были допускать осмотр Домика экскурсиями и отдельными лицами, а также представителями администрации в установленные часы. За пользование Петровским Домиком на вышеуказанных условиях Петроградское епархиальное управление уплачивало Музейному фонду ежемесячно, за месяц вперед 50 (пятьдесят) рублей золотом в переводе на дензнаки по текущему курсу Госбанка. Аренду Первоначального дворца рассматривали как временную необходимую меру. Икона Спасителя признавалась принадлежностью Домика, как один из музейных предметов. Отмечая «в принципе нежелательным зажигание свечей, лампад и кадил, вредно отражающихся на сохранности, тем не менее, находили временно возможным сдачу в наем одной из комнат». Средства от аренды направлялись на улучшение бедственного материального положения музеев и памятников, на зарплаты музейным сотрудникам. До конца 1920-х годов сохранялись условия, позволявшие соединять часовню и музей в домике Петра. Но политическая ситуация в стране вскоре изменилась, возросла роль идеологических факторов в сфере организации музейного дела. Постановлением Президиума Ленсовета от 7 января 1930 года было решено расторгнуть действовавший договор и административно передать Домик Петра Государственному Русскому музею, а икону Спасителя передать церкви. Согласно акту, хранящемуся в архиве ГРМ, Домик Петра I с имуществом был принят 23 января 1930 года. Создание музейной экспозиции поручили Русскому музею совместно с музеем Революции. С этого времени в жизни Первоначального дворца на Петроградской стороне наступил принципиально новый этап: происходит профессионализация музейной работы. Позднее, 1 августа 1938 года, Домик присоединили к музею «Летний дворец-музей Петра I». Предметы этих двух музеев объединили в одну коллекцию. Несмотря на то, что акт приема-передачи музея не обнаружен, по записям в инвентарных книгах несложно определить состав экспозиции Домика Петра I.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, все экспонаты, кроме лодки-верейки были вывезены в тыл. Личные вещи Петра I, произведения декоративно-прикладного искусства эвакуировались вместе с экспонатами Летнего дворца: часть перевезли в Исаакиевский собор, часть была эвакуирована в город Сарапул (Удмуртия). Здание музея законсервировали: все стекла футляра закрыли тканью и зашили деревянными щитами, организовали круглосуточную охрану. Во время войны музей не понес серьезных повреждений и возобновил свою работу в 1944-м году, причем его открыли для посетителей первым в городе. Для сохранения памятника в послевоенное время регулярно проводился текущий ремонт, необходимый для эксплуатации здания. В 1958 году в защитном футляре установили отопление, и с этого времени музей открыт для посетителей круглогодично.
Музеефикация памятника архитектуры — неразрывно связана с его реставрацией. К середине ХХ века, в связи с многочисленными ремонтами, элементы первоначальной архитектуры и отделки Домика частично были утрачены или искажены. Стены сруба многократно перекрашивались при каждом ремонте, в результате чего они покрылись грубой красно-бурой растрескавшейся корой. В конце 1960-х годов решено было провести генеральную реставрацию, задача которой состояла не только в устранении повреждений, причиненных зданию временем, но и в удалении всех поздних наслоений и искажений, образовавшихся на протяжении существования первого жилого строения Петербурга, с целью раскрытия его первоначального облика. Научным руководителем и автором проекта реставрации стал известный архитектор, крупнейший знаток архитектуры петровской эпохи Александр Эрнестович Гессен (1917-2000). Проекту реставрации предшествовал период тщательного комплексного изучения памятника. Заметная роль в этих работах принадлежит Лидии Константиновне Зязевой, хранителю Домика в 1970-е годы. Благодаря её усилиям, был обнаружен целый пласт архивных документов начала XVIII века, связанных с историей памятника. В результате, в 1983-м году появился путеводитель по музею. Использованные автором ранее неизвестные архивные материалы и историческая литература, несмотря на популярный характер изложения, поставили путеводитель в разряд полноценного монографического исследования.
Реставраторы удалили позднейшую отделку фасадов (пилястры из досок и карниз), открыли первоначальные формы сруба — шестигранные торцы венцов и роспись под кирпичную кладку. Самым сложным и длительным процессом являлась живописная реставрация окраски фасадов. Аналогов такой реставрации не существовало: Домик реставрировали как живописное полотно. Художник-реставратор Николай Николаевич Благовещенский, возглавлявший коллектив реставраторов живописи, отмечал, что методика технологического процесса определялась только экспериментально-практическим образом. Реставраторы заложили 50 пробных расчисток и выяснили, что количество оригинальных бревен составило 43% от всей площади сруба. Было определено, что красочное покрытие неоригинальных бревен состоит из пяти масляных слоев, а оригинальных — из одиннадцати. Два нижних слоя идентичны по химическому составу: это охра красная с вкраплениями мела на олифе со свинцовым суриком. Известно, что Пётр хотел видеть новую столицу выстроенной в камне и похожей на европейские города, но поначалу город строился из дерева, поэтому предписывалось деревянные строения возводить из бруса, красить черленью и расписывать «в кирпич». Сохранившаяся роспись сруба Домика является единственным образцом такого рода.

Роспись под кирпич. 2021. Личный архив Н. А. Александровой

Тщательной расчистке подверглись не только стены, но и внутренние наличники окон и дверей и полотна трех межкомнатных дверей. Под десятью слоями однотонных масляных окрасок реставраторы обнаружили полихромную роспись в виде цветочных гирлянд, а на дверях Кабинета и Столовой — пейзажи. Лучше других сохранилась живопись на дверном полотне из Столовой в Спальню, на которой изображён интерьер западноевропейского собора.
В результате реставрации 1970-х годов памятник преобразился. Помимо историко-мемориального значения, Домик приобрел совершенно новое качество: он стал одним из уникальных памятников оригинальной и своеобразной архитекторы важнейшего, переломного периода русской истории. Кроме того, реставрационные открытия позволили осмыслить архитектурные формы первого жилого здания города, суждения о которых до этого сводились к русской или голландской традициям. Хранитель Домика, Наталья Владимировна Четверикова, в своем исследовании убедительно доказала, что в архитектуре Домика использован один из типов шведского срубного дома. Это обстоятельство породило предположения о перенесении готовой постройки с завоеванной Ингерманландской земли. Так летом 1703-го года из готовых бревен разобранных домов Ниеншанца был построен один из первых домов в петровском «парадизе» для А.Д. Меншикова, дом которого находился недалеко от хором Петра I, на Троицкой площади. Более того, высказывается даже мнение, что Домик был перенесен из «чухонского» хутора.
В довершение всего, раскрытая реставраторами роспись двери из столовой в спальню дала возможность современному нидерландскому исследователю, специалисту по голландской интерьерной живописи XVII века Бернарду Фермету провести изыскания и предположить, что на дверном полотне изображен — интерьер церкви Святого Бавона в Харлеме.

Роспись двери Домика из столовой в спальню. 2021. Личный архив Н. А. Александровой

О внутреннем убранстве Красных хором первых лет существования судить сложно, поскольку описей комнат не сохранилось. Современная экспозиция, за исключением некоторых изменений, была создана сразу после реставрации Домика, в конце 1970-х годов, она представлена произведениями живописи, графики и прикладного искусства начала XVIII века, в том числе мемориальными вещами. При создании экспозиции применен ансамблевый метод построения, который дает представление об эпохе и создает атмосферу петровского времени. Рассматривая экспозицию, мы сталкиваемся с исключительной ситуацией, когда экспонаты помещены в объект показа (Домик), как в своеобразную, драгоценную витрину.
Завершая обзор музеефикации Домика Петра I, можно обозначить несколько основных периодов: с 1703 по 1723 годы — начало сохранения; период с 1840-х по 1917 годы — комплексный подход к сохранению петровского наследия; 1917 — 1929 годы — сосуществование церковного учреждения и музея; с 1930 года — начало профессиональной музейной работы, в котором особое значение имеет период реставрации 1970-х годов.
В 2004 году Домик Петра I вошел в состав Государственного Русского музея. На новом витке истории памятника решено провести реставрацию здания защитного футляра и создать оптимальный климат для сохранения петровской реликвии, а также предусмотреть комфортные условия для многочисленных посетителей.

Александрова Н.А. Красные хоромы Петра I — реликвия Санкт-Петербурга. Этапы музеефикации памятника// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 163-169.