Блог — 

Текстильное убранство дворцов Петровского времени. К вопросу об изучении источников и разработке проектов современных реконструкций

Т.Н. Лехович

Текстильный декор русского дворцового интерьера в первой четверти 18 века, развиваясь в русле общеевропейских тенденций стиля барокко, сохранял свои национальные черты и традиции. В качестве источников для заимствований выступали интерьеры голландских, немецких и, после 1717 года, французских резиденций.
На рубеже 17 и 18 веков в России начали строить дворцы европейского типа, с анфиладной планировкой и соответственно, с европейским стилем декора. Переходный период петровского времени демонстрирует, как русское аристократическое общество отходило от традиций предков, воспринимая европейскую моду и адаптируя ее под особенности русской жизни и климата.
Считается, что реформы по европеизации русской культуры начал царь Петр I, что не совсем верно. Уже при его отце, царе Алексее Михайловиче, начался поворот в плане формирования европейского вкуса в декоре помещений и в одежде. Начиная с 1650-х годов, он регулярно закупал в Венеции шелковые ткани для нужд двора и государства. В 1668 году царь Алексей Михайлович получил роскошный подарок от французского короля Людовика XIV — серию гобеленов «История Константина», вытканную по картонам Рафаэля и Лебрена.
Петр I вырос, видя во дворцах своих родителей прекрасные французские и фламандские шпалеры, итальянские ткани. Великое посольство 1697-1698 гг., с которым молодой царь — кстати, первый из русских монархов — отправился в заграничное путешествие, проследовало через Ригу в Кёнигсберг, затем направилось в Амстердам и далее в Англию. В Кёнигсберге Петр тайно встретился с будущим прусским королем Фридрихом I. Во время своей полуторагодовой поездки русский царь огромное внимание уделял ремеслам и наукам. Возвращался Пётр через Вену, Дрезден и Прагу, где наблюдал уклад придворной жизни, этикет, костюмы и убранство дворцовых интерьеров. Его впечатления легли в основу кардинальных перемен в сознании и укладе жизни русской аристократии. Русские дворцы больше не делили на мужскую и женские половины, а маленькие комнаты сменили длинные анфилады. Кстати, они были плохо приспособлены к русской зиме. При Петре оштукатуренные стены внутри оклеивали холстом, который белили. Поверх него могли положить еще слой сукна или войлока для сохранения тепла, которые затем покрывали собственно декоративными тканями.
Первый европейский дворец — это Петровский, или «дворец Лефорта» в Москве (строился в 1696-1699 гг. по проекту Дмитрия Аксамитова). Петр, видимо, сам руководил строительством, а также давал распоряжения по поводу отделки дворца.
После скоропостижной смерти Ф.Я. Лефорта, по приказу Петра была составлена опись всех помещений дворца, которая дает нам сего дня представление о материалах и приемах текстильной отделки помещений второго этажа. Большая столовая палата в 1698 году была по приказу Петра отделана взятым из Большой Казны английским красным сукном. Другие помещения также были отделаны тканями.
«Палата большая обита шпалерами и сукном красным, поволока писаная». Другие помещения были отделаны «кожами золотыми», «китайскими материями разных цветов», в этой комнате стояла кровать, задрапированная «красною китайской материей и верх китайской материей атласной по зеленой земле шиты люди и травы с золотом и шолком» Следующая комната, с кроватью, также была украшена китайскими шелками желтого цвета, и про нее Лефорт писал, что она украшена «серебряными дамасковыми тканями». Четвертая палата, видимо спальня Петра, затянута белой тканью, но завешена картинами, с кроватью, задрапированной «стамедом травчатым осиновым». За ней следовали две комнаты без отделки, а затем седьмая палата, обитая черным сукном. В ней стояла кровать дубовая «порожняя», считается, что это спальня Лефорта. После смерти Лефорта большое количество драгоценных тканей были розданы близким, так, к примеру, князь Меншиков получил «ковры китайские, парчи китайские на балдахин». Далее в этом здании устраивали официальные или полуофициальные приемы.
Сегодня известны две гравюры 1702 года, изображающие свадебный пир в двух залах дворца Лефорта — здания, построенного на стыке русской национальной и европейской архитектурной традиции.
Сохранились гравированные изображение свадьбы шута Феофилакта Шанского, на которой мы видим две комнаты дворца Лефорта.

Шхонебек A. Свадьба шута Филата Шанского во дворце Лефорта. Оттиск второй половины XVIII века. 1702. ГМИИ

В главном зале с красным сукном и шпалерами, узнаваем ковёр «Триумф Константина» из собрания Алексея Михайловича. Гобелены не дошли до нашего времени, но о их внешнем виде можно судить по второму повторению из коллекции Мобилье Насиональ в Париже. Справа ковёр частично обрезан, серия «История Константина» использовалась раньше в другом помещении (возможно, тронном зале одного из Кремлевских дворцов), и его подрезали под элементы архитектуры.
Вторая гравюра изображает женскую часть свадьбы, застолье располагалось в комнате меньшего размера, с китайскими тканями на стенах.

Шхонебек A. Свадьба шута Филата Шанского во дворце Лефорта. Женская половина. Оттиск второй половины XVIII века. 1702. ГМИИ

Занавес на левой стене, из китайской ткани, возможно кэсы, служит в качестве портьеры. Известно, что в русском дворце 17 века небольшие окна не имели отдельных занавесок, а закрывались одним большим занавесом, идущим вдоль всей стены. Похоже, что-то подобное было и во дворце Лефорта.
В 1703 году был заложен Санкт-Петербург, куда в 1712 году официально переехала русская столица. Первые дворцы Петра I были небольшими, с маленькими комнатами, об их убранстве сохранилось мало информации. В качестве примера может быть приведена гравюра, изображающая пир по случаю свадьбы Петра и Екатерины в 1712 году во втором Зимнем дворце. На гравюре видно, что стены зала целиком затянуты шпалерами, поверх которых развешены зеркала.

Зубов А. Ф. Свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны 19 февраля 1712 года во II Зимнем дворце в Петербурге. 1712. Государственный Эрмитаж

В настоящее время сохранившиеся дворцы петровского времени реставрируются. При разработке проекта реставрации исследователи и архитекторы сталкиваются с несколькими проблемами — прежде всего, недостатком письменных и изобразительных источников петровского времени. В первой четверти 18 века Петербург бурно строился, императорская семья переезжала из одного дворца в другой. Судя по архивным документам, помещения дворцов часто переделывались — раз в несколько лет.
Следующая проблема для современной реставрации сохранившихся петровских дворцов — это неопределённость в назначении дворцовых помещений. Русский придворный церемониал в эпоху Петра I еще только устанавливался, а бытовые условия могли сочетать тесноту и перенаселенность помещений с редкостной роскошью их убранства.
В целом, для декора дворцовых помещений первой четверти 18 века характерно обильное использование «обоев» — затяжки стен (которые почти всегда внизу оформлялись панелями) тисненой кожей, шелковыми тканями, шпалерами или «китайскими» обоями (ткаными или расписанными). Как правило, убранство интерьера выдерживалось в единой колористической гамме, в которой присутствовали яркие цветовые контрасты. Охотно применяли разного вида басонные изделия — золотые и серебряные галуны (широкие — 2 вершка, и узкие — 1 вершок), круглые шнуры, бахромы.

Лейгебе П. К. Табак-коллегия Фридриха I в Красном зале Берлинского дворца. 1709–1710. Новый Дворец в Постдаме

Обычно в помещении имелся комплект занавесей для окон и дверей, выполненных из одной ткани. Занавески были, простой прямоугольной формы, шились из шелковой ткани в тон к общему декору помещения, крепились на кольцах на железный прут, без карнизов. По краю занавесы отделывали галунами или/и бахромой.
В русской традиции характерно использование тканей красных, зеленых и желтых цветов в декоре стен. Из известных заказов Петра можно сделать вывод, что для обивки стен брали шелковые и полушёлковые узорные ткани, бархаты, и высококачественные шерстяные ткани из Англии (возможно, с набивным узором). Очень много покупали сукна для дворцовых нужд, которое также шло на обивку стен. Петр I имел в своем распоряжении множество китайских тканей — расписных и вышитых шелков, тканых шелков, шелковых шпалер кэсе, которые считались огромной редкостью в Европе. Судя по документам, их охотно использовали для декора царских помещений. В русских дворцах были комнаты со сплошной шпалерной затяжкой, как это было принято в европейских странах, шпалеры покрывали стены целиком, даже вокруг окон и дверей, для чего шпалеры подрезали.
Как и откуда поступал в Россию первой четверти 18 века текстиль для аристократических резиденций? По архивным документам можно заключить, что Петр не делал крупных приобретений предметов убранства, и в том числе текстиля, как минимум, до 1715 года. Вероятнее всего, до начала закупок текстиля в Европе, для отделки петровских дворцов использовали ткани и шпалеры из Московской казны, то есть приобретения еще 17 века. Весьма популярным материалом для обивки стен, кроме шелка и кожи, было сукно, причем оно поставлялось из Англии и Фландрии. Суконные обои красного или зеленого цветов сочетались с пышной отделкой из золоченого галуна. Шпалеры покрывали стены целиком, как обои.

Шенк П. Ст. Изображение сцены рождения царевича Петра Алексеевича. 1715. Государственный Эрмитаж

В вопросе взаимоотношений внутреннего производства и импорта тканей класса люкс особняком стоят торговые взаимоотношения России и Китая. В 18 веке Россия обладала монополией на сухопутные пути экспорта китайских товаров в Европу, от которой имела огромную выгоду. Естественно, значительная часть китайских шелков оставалась на русском рынке, стоили эти ткани значительно дешевле итальянских и французских, но нужно заметить, их качество подвергалось критике. Петр, а ранее его отец — царь Алексей Михайлович, в изобилии имели в своей казне прекрасный китайский текстиль и даже кэсы.

Шелковое панно, затканное золочеными нитями «кэсы» на сюжет «Сто мальчиков». Китай. Конец XVI–XVII века. Государственный Эрмитаж

Так, Петр в 1711 году послал несколько кэсы герцогу Медичи, которые сохранились до сих пор во дворце Пити. В 1718 году он преподнёс «обои китайские с золотом и одеяла» французскому королю, подарок вызвал восхищение при французском дворе.
Китайский текстиль был для Петра гораздо более доступен, чем для европейских монархов. В царских дворцах первой половины 18 века было много китайских обоев, расписанных по шелку. Образцы некоторых из них сохранились в коллекции Летнего дворца Петра I.

Китайские обои в Меншиковском дворце. Начало XVIII века. Государственный Эрмитаж

В начале 1715 года, когда самый тяжелый этап Северной войны был уже позади, в Париж был посланы агенты Петра I для выполнения его поручений. Они получали очень хорошее финансирование, а поддержку им, по личной просьбе Петра, оказывал герцог Орлеанский. С этого времени Петр начинает активно заниматься покупкой во Франции предметов обстановки и произведений искусства для своих строящихся дворцов, равно как и поиском высокопрофессиональных специалистов в разных искусствах, готовых поехать работать в Россию. В мае 1715 года в Петербург прибывает в разобранном виде парадная кровать с «4 занавесами кармезиновой тафты». Сохранился документ, описывающий части парадной кровати, упакованные в несколько ящиков: «Spécification du contenu des quelques du meubles de Sa Majesté Czarinne, fait par ordre du Prince de Scourascin par G-e Coustonne et envoiyé le 16 May 1715».
1 сентября 1715 года умер Людовик XIV, к которому Петр относился с большим уважением. Он захотел приобрести что-то из имущества покойного короля. Сразу же по получении скорбной вести из Франции, 20 сентября 1715 года Петр отправляет своему агенту указ «о найме на нашу службу мастеровых людей»: «поскольку король французский умер, а наследник слишком молод, то думаю, многие мастера будут искать счастья в других государствах. Не будут ли для нас чего от двора королевского продавать — убранство какое-то или картины? Об этом дай знать».
Усилия Петра сразу начали приносить свои плоды. В декабре 1715 года царский агент Зотов пишет царю, что есть возможность приобрести королевскую кровать «из уборов Королевских» в «доме версальском». Помимо кровати продавали всю обстановку комнаты, кровать с убором, стулья и живопись — «но только самую лучшую». Вероятнее всего, речь в письме Зотова идет о продаже парадной спальни Людовика XIV в Версале. Особенно агент хвалит ткани «золото по кармезину, очень хорошей работы и дорогой цены, если бы заново делать». Далее он сообщает, что вообще-то от королевского двора ничего не продают, но после смерти короля часть его имущества отходила к ближайшим придворным, которые могли его продать. Так за «постель королевскую» просили 20000 ефимков и «скоро» (примерно 20000 венецианских дукатов). В конце 1715 года переговоры обрываются и очевидно, что сделка не состоялась.
Этот небольшой эпизод говорит об уровне притязаний русского царя, которому обычно приписывалась личная скромность. В 1717 году, при активном содействии герцога Орлеанского, Петр разместил в Париже заказ на 4 огромных гобелена, затканных золотом, изображающие победы Петра I в Северной войне. Они были закончены на Мануфактуре Гобеленов в 1727 году, уже после смерти Петра, до настоящего времени сохранились модели и два картона к этим великолепным коврам.

Мартен П.-Д. Сражение при Полтаве. Картон для гобелена. Государственная Третьяковская Галерея

В 1717 году Петр заказывает в Англии тканевые обои и 4 кровати с полным убором — две кровати темно-зеленого цвета, одна «беловатая» и одна красная. Они прибыли в 1719 году и были отправлены в разные дома Его Величества. Сразу же после покупки провели некоторые переделки одной из вновь приобретенных кроватей — бархатной зеленой (внутри белая), которая находилась в спальне Екатерины в Летнем дворце. Кровать была вышита золотом и серебром. Имеется документ по поводу переделки бархатной зеленой кровати от француза Жана Рожбота.
За период 18 века не существует ни одной подробной описи убранства Летнего дворца Петра I, поэтому для реставрации дворца приходилось использовать фрагментарную информацию из различных архивных документов и воспоминаний современников.
По отрывочным свидетельствам, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Летний дворец Петра I был декорирован достаточно пышно, а не в так называемом «скромном петровском» стиле. Эта была настоящая резиденция монарха, хотя и сравнительно небольших размеров.
  2. Текстильный декор обновлялся достаточно часто, что было, в принципе, нормальной практикой в европейских резиденциях 18 века (во Франции, например, могли менять обивку дважды в год — для парадных апартаментов существовали комплекты «летние» и «зимние»). Летний дворец переделывался неоднократно только на протяжении жизни Петра, а также несколько лет спустя после его кончины. Понятно, что при переделках первым делом снимали обои.
  3. Многие комнаты имели дубовые или ореховые панели, над которыми располагались натянутые на подрамник «обои» — ткани или шпалеры, а также «китайские» обои — шелковые ткани с росписью.

Документы сообщают нам, что в спальне Летнего дворца, где находилась зеленая кровать с вышивкой золотом и серебром, были шпалерные обои. Судя по количеству «галуну к шпалере» 40 аршин (около 29 метров), который был нужен для обивки натянутых на подрамник шпалер по периметру, шпалер было три, примерно 3×3,5 м каждая.
Еще один архивный документ подтверждает, что в Летнем дворце были шпалеры в 1720 году: «Присланные из Адмиралтейства портные Яков Леонтьев Егор Афонасьев Василий Гилеев Иван Ширков июля 12 по сентября 7 число зделали в Летнем доме шпалеры перешивали…. Завес к кровати: подшивали старой… да новой зделали…».
Дворцовые помещения Петровского времени были, на голландский манер, небольшими. Петр I не любил большие комнаты и высокие потолки.
Интересен документ, более или менее подробно описывающий текстиль в дворцовом интерьере петровского времени — «Переписка Комиссии учрежденной для раздела оставшегося после смерти Екатерины движимаго имущества между царевнами (июль 1727 г.)», в котором описаны 6 комнат Екатерины I в третьем Зимнем дворце. Он дает некоторое понимание уклада жизни и того, что представляли собой личные апартаменты членов царской семьи. В документе подробно перечислено и оценено самое ценное из имущества Екатерины — ткани, драгоценности, мебель, китайский фарфор.
В первой и второй комнате находились французские шпалеры, стены были целиком покрыты коврами, а между окон и простенки были также обиты кусками «от старых шпалер», в третьей комнате на стенах были китайские шпалеры или ткани, в четвертой комнате — китайские ткани или шпалеры с золотом (кэсе?). Необычно, что в состав апартаментов Екатерины I входили две спальни — пятая и шестая комнаты. Из описания становится ясно, что пятая комната — это спальня самой Екатерины, отделанная желтыми шелковыми обоями, с завесами на окнах из желтой тафты. Кровать с желтым балдахином и завесами, с белым атласным одеялом. У кровати — персидский ковер, туалетный стол покрыт чехлом, с «травами» и коронами, вышитыми золотом.
Шестая комната — тоже спальня, но это мемориальная спальня, посвященная памяти бракосочетания Петра и Екатерины. Их брак не был легитимным, поскольку Петр I так и не развелся официально со своей первой супругой, и Екатерина постоянно должна была доказывать свои права на место императрицы. Стены в этой спальне были обиты пышными итальянскими тканями, 8 окон с занавесами малинового штофа с золотым позументом, кровать с балдахином малинового штофа, все отделано золотым позументом. На кровати «Одеяло парчи серебряной травы шелковые кругом с трех сторон фа[с]бары той же парчи по фасборам кружево в два ряда золотое промеж фасбаров позумент золотой з городками подбито камкою красною стегано по шелку сырцовому. Сие одеяло делано к браку их Величеств». На полу лежал персидский ковер с коронами.
Дворцовые помещения петровского времени были сравнительно небольшими. Убранство дворцовых интерьеров определялось их назначением, это были в основном комнаты для проживания. Первый достаточно большой зал для приемов появился только в третьем Зимнем дворце Петра, куда двор въехал в 1720 году. Именно там висели четыре гобелена из серии «Сцены из Нового завета», подаренные Петру Людовиком XV в 1717 году.

Лехович Т.Н. А.А. Текстильное убранство дворцов Петровского времени. К вопросу об изучении источников и разработке проектов современных реконструкций// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 39-47.