Блог — 

Монплезир на страницах путеводителей: от мемориального комплекса к общедоступному музею

А.А. Погонщикова

Монплезир — небольшой дворец в голландском стиле, одна из первых построек Петергофа. Построенный с учетом предпочтений и вкусов императора Петра I, этот павильон был излюбленным местом пребывания монарха. Здесь принимали дипломатов, устраивали светские мероприятия и семейные торжества, решали важнейшие политические вопросы.
Уже с конца XVIII в. Монплезир упоминается в путеводителях и других видах обиходно-справочной литературы. Данные издания служили для обывателей основным источником информации об архитектурных и декоративных изысках дворцов и парков императорской резиденции.
По страницам путеводителей можно установить, как менялся Монплезир, и как изменялось отношение власти к этому архитектурному памятнику.
Одно из первых описаний Монплезира, как собственно и всего Петергофа, можно встретить в сочинении И.Г. Георги «Описание столичного города Санкт-Петербурга» 1794-1796 гг. Издание примечательно, прежде всего, тем, что в нем впервые представлено комплексное описание достопримечательностей Петергофа, занимающее отдельный раздел.
Этот раздел занимает около четырех страниц книги, однако содержит как ряд досадных неточностей, так и серьезные фактические ошибки. Пример, который затрагивает не только Петергоф: многие пригородные дворцы, построенные по моде начала — середины XVIII в. Георги называет замками (или увеселительным замком, как в случае с Петергофом).
Из четырех страниц текста, отведенных под описание Петергофа, описание Монплезира занимает все один абзац и при этом содержит ряд ошибок. Автор фактически подменяет описание Монплезира описанием павильона Эрмитаж.
Георги называет Монплезир знаменитым павильоном императрицы Елизаветы Петровны, а в описательной части путает интерьеры Монплезира и павильона Эрмитаж. Так, например, он делает отсылку к столовой комнате, похожей на кухню Зимнего дворца, с подъёмным механизмом стола, который на самом деле находится в павильоне Эрмитаж, а не в Монплезире.
Более подробное описание Монплезира можно встретить в путеводительной литературе второй половины XIX в. В 1868 г. время были опубликованы два издания, ставшие первыми путеводителями по Петергофу. Это — «Очерки Петергофа и его окрестностей» Н.Г. Шарубина и «Описание Петергофа. 1501-1868» А.Ф. Гейрота. Хотя оба издания формально не назывались путеводителями, фактически они являлись таковыми по своей форме и содержанию. Сочинения Гейрота и Шарубина до сих пор пользуются большой популярностью среди читателей и регулярно переиздаются.
У Шарубина Монплезир и прилегающий к нему садик описаны как единый архитектурно-ландшафтный комплекс. Автор подробно рассказывает читателям об архитектуре дворца, убранстве интерьеров, особенностях ландшафтного дизайна садика. Шарубин всячески подчеркивает значимость личных вкусов и пристрастий Петра I, отразившихся в оформлении интерьеров дворца, упоминает личные вещи императора, хранящиеся здесь, а также сообщает о деревьях (дубах и кедрах), посаженных лично царем. В дальнейшем, сведения о деревьях, посаженных лично Петром I и его дочерью Елизаветой Петровной, станут полулегендарными и будут многократно перепечатываться разными обиходно-справочными изданиями.
И с этого времени Монплезир начинает приобретать статус мемориального комплекса. Это уже можно отчетливо увидеть в «Описании Петергофа» Гейрота. Помимо, уже ставших традиционными описаний интерьеров, автор рассказывает о ремонтах и перестройках дворца. Гейрот пишет, что «Монплезир капитально реставрировался после наводнения в 1770 г., во второй раз в 1802 г. после сильной бури, бывшей в ноябре 1801 г., и в третий раз в 1825 г., после наводнения 7 ноября 1824 г., но, несмотря на исправления в голландском домике Монплезира, все в нем оставлено в том же самом виде, как было при императоре Петре I».
Венценосные потомки Петра I всячески пытались подчеркнуть преемственность императорской власти и старались сохранить наследие своего великого предка.
Во дворце бережно хранили артефакты петровской эпохи: личные вещи императора, его книги и мебель, художественные и антикварные коллекции.
Монархи любили посещать Монплезир. У Гейрота можно прочитать, что «… император Николай Павлович, почитая память великого предка своего Петра I, во время пребывания в Петергофе каждое утро, отправляясь в 8 часов из Александрии для занятий в свой дворцовый кабинет, ежедневно посещал Монплезир».
Иногда императорская семья с приближенными, собиралась здесь на вечерний чай. Помимо этого, в николаевское время в Монплезире продолжали устраивать празднества и балы.
Историческая значимость и мемориальный статус Монплезира подчеркиваются и в путеводителе М.М. Измайлова, изданного к 200-летнему юбилею Петергофа, подводящему итоги первых двух столетий истории резиденции.
Как и Гейрот, Измайлов рассказывает читателям о роли Монплезира в русской истории. Он одним из первых в путеводительной литературе напоминает публике, что в деревянном корпусе Монплезира до своего воцарения жила великая княгиня Екатерина Алексеевна, и именно отсюда 28 июня 1762 г. она отправилась в Санкт-Петербург. Автор также упоминает, что, несмотря на свое неоднозначное отношение к Петергофу, Екатерина Алексеевна, ставшая уже императрицей, приезжая в Петергоф, любила пить кофе на морской террасе Монплезира.
Описывая Монплезирский садик, Измайлов отмечает не только дубы петровского времени, но и вспоминает придание о дубе, посаженном Екатериной II в день её восшествия на престол.
В целом, стоит заметить, что комплексные путеводители по Петергофу XIX — начала XX в. дают схожее описание Монплезира. Авторы указывают на сформировавшийся к середине XIX в. мемориальный статус дворца, подчеркивают трепетное отношение монарших особ к наследию своего великого предка, и способствуют формированию образа Петра I как легендарного строителя Петергофа.
В послереволюционное время этот мемориальный статус помог сохранить Монплезир в первозданном виде. Наряду с Большим дворцом, Эрмитажем, Марли и Коттеджем, он был признан уникальным памятником своей эпохи и превращен в общедоступный музей.
В первые десятилетия советской власти музеи Петергофа, бывшие еще совсем недавно недоступными императорскими резиденциями, вызывали большой интерес у публики. Однако небольшой штат музейных сотрудников не мог справиться с таким наплывом посетителей. Поэтому были созданы серии путеводителей, которые могли отчасти заменить экскурсовода. Путеводители по Монплезиру были написаны известным историком, автором юбилейного путеводителя по Петергофу М.М. Измайловым.
В 1930-1935 гг. было опубликовано в общей сложности пять изданий, посвященных дворцу Монплезир, тиражом в 5000 экземпляров каждый. Конечно данные издания не могли соперничать с юбилейным путеводителем 1909 г. ни по своему содержанию, ни по художественному оформлению, однако они пользовались огромной популярностью у читателей.
Справочники, написанные простым понятным языком, без множества сложных архитектурных и искусствоведческих терминов, подробно рассказывали читателям об интерьерах дворца, личности Петра I и его роли в истории России, а также объясняли посетителям правила поведения в музее.
К ставшим уже привычным сведениям о Монплезире добавилась информация об отдельных этапах жизни и неоднозначных фактах биографии императора. Например, упоминаются «Всепьянейшие соборы» с участием Петра I и его приближенных, которые в 1930-е гг. рассматривались властями как часть антицерковной политики императора, а возможно, и как зачатки классовой борьбы. Однако подобные параллели, скорее всего, отражали политические реалии того времени, а не авторскую точку зрения.
К таким же особенностям той эпохи можно отнести и использование вульгарно-социологического метода при создании путеводителей в начале 1930-х годов. Наполненный разными нелепостями и курьезами, этот метод сыграл дурную шутку с путеводителями Измайлова. Написанные с опорой на серьезную фактологическую базу, они порой не выдерживали внутреннюю логику повествования и противоречили сами себе. Так, например, в путеводителе «Монплезир: Дворец Петра I в Петергофе» 1931 г. Измайлов во введении называет Монплезир «…интереснейшим памятником петровской эпохи». Затем на протяжении большей части путеводителя, он подробно описывает личные вещи императора Петра I, собранные им художественные коллекции, а в заключении приходит к неожиданному выводу: » Современного посетителя интересуют не постельное белье, не халаты и ночной колпак Петра, а тот экономический, политический и бытовой характер эпохи, который может сделать понятным дальнейший исторический ход развития России, с неизбежностью приведший ее к Великой Октябрьской революции«. Однако, автор при этом не уточняет, как же следует показывать историко-бытовую экспозицию без повседневных предметов быта. Своим выводом автор указывает на очередное изменение статуса Монплезира — от мемориального музея выдающейся личности к музею определенной эпохи.
Несмотря на все неточности, путеводители по Монплезиру 1930-х годов всё же внесли большой вклад в просвещение читателей и популяризацию экскурсионно-досуговой деятельности.
Спустя пару десятилетий, после Великой Отечественной войны, путеводители стали вспомогательным материалом для реставраторов, воссоздающих Монплезир из руин. На страницах изданий сохранились подробные описания интерьеров, уникальные фотографии и рисунки, ставшие подспорьем при реконструкции облика разрушенного памятника XVIII в.

Погонщикова А.А. Монплезир на страницах путеводителей: от мемориального комплекса к общедоступному музею// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 154-157.