Блог — 

Деятельность Никола Пино в Петергофе

О.А. Холоднова

295 лет назад в Санкт-Петербург приехал французский художник Никола Пино — скульптор-декоратор, резчик по дереву, рисовальщик-орнаменталист, архитектор. Прожив в России более десяти лет, он был задействован во многих проектах и чаще всего в Петергофе, в одном из основных дворцово-парковых комплексов Петергофской дороги. К сожалению, при Петре I многие сооружения выполнялись из непрочных материалов (дерево, свинец), поэтому до наших дней сохранилось очень мало объектов того времени. По контракту Пино должен «в службу на 5 лет работать и делать лямбриды, двери, камины, рамы, столовые ношки, геридоны и прочие уборы и рисунки…».

Никола Пино (1684-1754). Из книги: Deshairs L. Nicolas et Dominique Pineau. Les dessins du Musée et de la Bibliothèque des Arts Décoratifs. Paris, 1911.

Пино приехал в Петербург в возрасте 32 лет, уже зрелым мастером, однако во Франции, где он работал со своим отцом Жаном-Батистом Пино — скульптором короля Людовика XIV, он еще не успел снискать славы. В Петербурге о его популярности тоже говорить не приходится, ведь в петровскую эпоху здесь работало множество даровитых мастеров. И хотя его талант высоко ценился, у него было много заказов, во многих свидетельствах современников (в связи с его работами) порой даже не упоминается фамилия Пино, и только архивные документы позволяют установить его авторство. Иногда о нем говорят не как о скульпторе или резчике, а как о «зяте придворного живописца Каравака». В конце XIX- начале XX вв. начинают писать о «замечательном резчике по дереву» Пино «или как он называется в архивных документах — «Пиновий». Вернувшись во Францию, Пино становится востребованным и популярным мастером. Тогда в России о нем начинают говорить: «не тот ли это Nicolas Pineau, который пользовался во Франции при Людовике XV репутацией одного из лучших резчиков».
Пино, как крупный декоратор XVIII века, упоминается многими авторами, но подробно на его работах обычно не сосредотачиваются. Его творчеством интересовались во Франции Эмиль Бие, Леон Дезер и Дени Рош, а в России — М. М. Измайлов, но, к сожалению, его труд не был опубликован и хранится в машинописном варианте в научном архиве ГМЗ «Петергоф». При изучении различных аспектов искусства петровского времени, Пино всегда упоминается ведущими исследователями XVIII века — Н. И. Архиповым и А. Г. Раскиным, Г. М. Пресновым, Н. В. Калязиной, И. К. Ефремовой, И. Н. Новосельской, В. Г. Шевченко.
В России впервые свой талант Пино смог продемонстрировать именно в Петергофе. Главный архитектор Петербурга Жан-Батист Леблон хорошо знал Пино и после организации 19 мастерских, именно его поставил во главе мастерской-школы художественной резьбы по дубу. Благодаря генерал-архитектору Пино получал самые выгодные заказы. Однако полностью раскрыть свои таланты он смог только после смерти Леблона, когда стал заниматься не только декоративной скульптурой, но и архитектурой. Но данное направление не было для него успешным.
Одним из самых важных объектов в Нижнем парке Петергофа был дворец Монплезир. К приезду Леблона стены дворца уже возвели, и приступили к его внутренней отделке, которая выполнялась уже по проекту нового главного архитектора Петербурга. Учитывая его ссору с Бартоломео Карло Растрелли и дружбу с Никола Пино, неудивительно, что для скульптурного декора Леблон пригласил последнего.
В Парадном зале Монплезира Пино выполнил парные горельефные композиции и лепной фриз на тему времен года. Хотя до наших дней не сохранились документы и эскизы, подтверждающие авторство Пино, но существует ряд косвенных доказательств. Вероятнее всего, камины с лепным декором и гипсовый орнамент на потолках в комнатах Монплезира выполнил также Н. Пино.

Дворец Монплезир. Парадный зал. Фото 2009 г.

Сразу после Монплезира Пино участвует в еще одном важном заказе — отделке кабинета Петра I в Большом дворце. Рабочий кабинет для Петра I являлся важной составляющей его жизни. Царь вел простую жизнь, и в своих дворцах требовал, прежде всего, удобства. Любимым местом пребывания Петра в Петергофе был дворец Монплезир. В нем устроили кабинет простой по отделке: гладкие дубовые филенки на стенах и живописный плафон в лепном обрамлении. В Большом дворце Леблон задумал скорее представительский кабинет, используя распространенный для того времени материал — светлый дуб. Нижняя часть стен, отделанная панелями, решена скромно в виде гладко обработанных филенок. Обшивка стен над ними украшают панно, выполненные в технике невысокого рельефа. Четырнадцать панно, четыре створки дверей и два десюдепорта были сделаны по эскизам Пино и при его непосредственном участии. Голштинский посланник в России Ф. В. Берхгольц в своем дневнике отметил эту комнату Большого дворца: «Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных Голландских и Русских книг; он отделан одним Французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями». Не составляет труда понять, что отделка этой комнаты прославляет правление Петра I — его государственные и военные победы.

Большой Петергофский дворец. Дубовый кабинет Петра I. Северная стена. 1920-1930-е гг. Фонд фотодокументы ГМЗ «Петергоф». ПДМП 1906-ф. д.

Из сохранившихся многочисленных документов можно точно установить авторов и исполнителей декоративного убранства комнаты. В Канцелярию Городовых дел 4 декабря 1718 года были поданы контракты с французскими резчиками Шарлем Рустом и Этьеном Фолетом (Фолле). Они 10 ноября договорились сделать «резьбою на кабинет его царского величества к строению Питер Гофа по данному чертежу от Господина Пино». Руст и Фолет должны были вырезать 4 панно «мерою каждая штука длина по 5 футов ширина по 2 фута» за 160 рублей (по 40 за одну). Другие два француза Таконет и Фордрен вычистили другие 4 панно за 48 рублей (по 12 за штуку), «которые зачал делать Пино». 3 марта 1719 года дворянину Федору Шатилову приказали принять эти 8 панно у перечисленных резчиков и отправить в Петергоф, что он и сделал 10 числа. В документах не говорится о том, кто выполнял остальные 6, а также десюдепорты и створки дверей. Однако можно сделать вывод, что четыре панно Пино вырезал сам. 29 апреля 1720 г. резчику Русту с товарищами заплатили «за резьбу в Питергофе в кабинет царского величества на камине и против камина». В кабинете Петра I в Верхних палатах на северной стене расположен камин, над которым — зеркало в резной раме. Восточную и западную стену украшают зеркала в декоративном обрамлении.
Столярную работу сначала выполнял Фарсур, но не закончил ее. Тогда ее поручили столяру Мишелю, который нанял для этого русских мастеров.
Композиция всех панно кабинета Петра I в Большом дворце построена по вертикальной оси. Мастер использовал разнообразные элементы, поэтому по тематике и определенным общим признакам их можно разделить на три группы.
В первой группе объединим 8 панно (с изображением Петра I и Екатерины I, с музыкальными инструментами, с аллегориями побед), которые можно разделить еще на три подгруппы. Для них характерны определенные элементы: акантовый лист; гирлянды из цветов и листьев; лента с кисточкой, объединяющая все элементы (она завершает композицию); идентичные декоративные рамки.
Возглавляют эту группу два панно с медальонами в центре, в которых представлены символические изображения Петра и Екатерины в профиль. Петр изображен в виде Аполлона в лавровом венке и римской тоге с аграфом на фоне эмблем мореплавания (глобус, измерительные инструменты, подзорная труба) и как покровитель искусств (лира, флейта). В нижней части панно на пергаменте надпись на французском языке: «La Vertue Supreme ou Pierre Premier Empereur De La Grande Russie» — «Высшая добродетель, или Петр Первый, император Великой России». Екатерина предстает в образе Минервы (в шлеме с султаном, кольчуге) в окружении эмблем искусства: кисти, палитра, женский скульптурный бюст, лавровый венок, кадуцей, книга, измерительные инструменты.
Следующие четыре панно прославляют военные победы Петра I:
1) лавровый венок; пика с саламандрой; тюрбан, увенчанный короной, на шесте; в центре — щит с головой Медузы Горгоны; колчан со стрелами и пальмовая ветвь;
2) колчан со стрелами, табличка на палке с мужским профилем, дракончик; в центре — шлем, щит с изображением молнии; львиная шкура; сабля, фасция и перевернутая городская корона в виде крепостной стены с башнями.
3) шлем поднятый на шест, морские раковины, шест, увенчанный акантом в картуше; в центре — щит с масками (вероятно, с головой Меркурия; второй — Тритон), с двух сторон от щита — дракончики; ниже — алебарда, малый меч, пальмовая ветвь.
4) Дельфин в рыболовной сети, трезубец, Тритон; в центре — щит с полумесяцем, колчан, рукоятка меча; сабля, меч, корона.
Замыкают группу два панно с музыкальными инструментами:
1) лира, кларнет; в центре — скрипка, ноты, смычок, гобой; кастаньеты, свирель, флейта, лавровый венок;
2) рог, бубен; в центре — волынка, барабан, барабанные палочки, гобой; треугольник, ноты, кастаньеты.

Во второй группе объединим четыре панно, у которых выделяются следующие общие черты: маскароны; медальоны со знаками Зодиака — аллегории времен года; гермы с изображением четырех времен года; дракончики (в панно с зимой и осенью их по четыре; с летом и весной — по два); акант (завершающий композицию); гирлянды цветов (в весне и лете) и плюща (в зиме и осени).
Центральное место занимают изображения четырех знаков Зодиака, которые и определяют общую тематику всего панно — рыбы, весы, лев и овен. В панно «рыбы» (февраль) отображены зимние атрибуты — маскарон в виде бородатого старца, ваза с пылающем огнем, герма с северным ветром Бореем, в центре — медальон с двумя рыбами. Осень — это панно «весы» (сентябрь) — женская маска, голову которой украшают виноградные гроздья, ваза с виноградом, герма с Бахусом или его спутником сатиром (бородатый старик с рогами), посередине — весы в овальном медальоне. В рельефе «лев» (июль) символы лета — женский маскарон в венке из колосьев, ваза с цветами и колосьями, герма в виде женщины с венком из цветов (Церера — богиня земледелия), центральную часть занимает лев в фигурном медальоне с крыльями под балдахином. Последнее панно — «овца» (или овен — март) — представляет весну — женская маска с цветами на голове, ваза с цветами, герма с молодой девушкой, скорее всего Флорой — в ее волосы вплетены цветы, посередине — овца в крылатом медальоне сложной формы под балдахином.
В последнюю группу заключим два рельефа, которые не отличаются друг от друга: в центре изображен медальон с вензелем Петра в виде двух перекрещенных латинских букв «p», которые обозначают «Petrus Primus» — «Петр Первый»; скипетр с двуглавым орлом под короной и жезл правосудия (скипетр, увенчанный изображением ладони), перекрещенные и сплетенные лентой; все эти элементы дополнены женской маской с крыльями на голове, двумя перекрещенными трубами, двумя орлами под короной. Композиции завершаются акантом, как в панно со знаками зодиака, но он расширяется снизу вверх.
В кабинете Петра I в той же технике невысокого рельефа выполнены еще две двупольные двери (на восточной и западной стенах) и десюдепорты над ними. Створки дверей идентичны: каждое полотно делится на три разные по величине филенки: нижняя — квадратной формы в виде гладко обработанных филенок; верхняя, малая — украшена венками из цветов и лавра, а также пальмовой ветвью; средняя, большая — образует симметричную, замкнутую композицию в виде герм с мужскими масками, окруженных завитками.
Супрапорты тоже абсолютно одинаковы: два дракончика, а посередине — курильница. Различие состоит только в мимике маскаронов (над восточной дверью он улыбается, над западной — хмурится).
В годы Второй Мировой войны эвакуировали четыре дверные створки, два десюдепорта и восемь стенных панно (два с музыкальными инструментами; с щитом, на котором изображена голова Медузы; панно с символическими портретами Петра I и Екатерины; щит с Меркурием и два рельефа из цикла времена года — лев и овен), одно панно (со шлемом, щитом с изображением факела и молнии; львиной шкурой) нашли в блиндаже рядом с Монплезиром. Остальные рельефы погибли. После окончания войны, утраченные панно воссозданы по модели Н. И. Оде резчиком Б. К. Гершельманом.
Пино трудился над рельефами в течение трех лет. Многочисленные эскизы, хранящиеся в собрании ГЭ и парижском Музее Декоративных искусств, показывают нам усердные поиски мастера при выполнении этого важного заказа. Среди работ Пино, находящихся в ГЭ следует отметить четыре небольших рисунка, выполненных сангиной (местами схематично), и наклеенных на два альбомных листа. Первый лист — это четыре декоративные композиции со знаками Зодиака: весы, рыбы, овен и лев. Сравнивая эскизы с осуществленными панно, видим небольшие изменения, но общая идея была сохранена.
В рисунке с атрибутами осени весы по-другому расположены, нежели в оригинале; видны размышления Пино и над маскароном (сначала он был нарисован сангиной, потом мастер его переосмыслил и поверх нарисовал пером новый).
В «рыбах» перед нами — маска в виде бородатого старика в чалме (головной убор не выполнили в дереве); переиграно положение одного дракончика, и голова Борея повернута к левому плечу (в рельефе — к правому); на рисунке изображен другой тип вазы.
В «весне» нарисована плетеная корзина (в панно — ваза); овца изображена в движении не слева направо (как в панно), а наоборот; изменены телодвижения двух дракончиков; Флора — с поднятой головкой в правую сторону (в отличие от опущенной к левому плечу в оригинале).
В эскизе «лето» вновь вместо вазы, изображенной на панно, — плетеная корзина; наверху — два дракончика, которых нет в оригинале; у льва в медальоне — гордая поступь (на панно он как будто крадется); Церера тоже с поднятой головой влево (в рельефе опущена к правому плечу). Только в последнем рисунке внизу изображен акант, как в панно; у остальных — другие декоративные решения.
На втором листе наклеены три рисунка с пятью эскизами. Первый рисунок соответствует панно на северной стене, но в рельефе есть изменения — корона и сабля (в рисунке — малый меч) представленные в верхней части композиции поменяли местами с дельфином; щит в центре несколько видоизменен, колчан из нижней части перенесен при воплощении в дереве в середину и почти весь скрыт за щитом.
Второй соотносится с панно на южной стене. Однако в последнем отсутствует нижний колчан; заменен шлем; в центре щита вместо солнца вырезали факел и молнию.
Три следующих эскиза включены в один рисунок, но наклеены на один лист с двумя предыдущими. Первые два по общей композиции и ряду мелких деталей идентичны панно с западной стены с Петром и панно с восточной стены с изображением Екатерины, но средняя часть была полностью изменена: в медальонах вместо Минервы и Аполлона видны какие-то архитектурные сооружения с планами; видоизменены и формы самих медальонов; а музыкальные инструменты в первом эскизе из верхней части переместились в нижнюю, колчан со второго эскиза не вырезан в рельефе. Некоторые предметы перекочевали из одного рельефа в другой: палитра из первого — в панно с Екатериной, в то время, как лира из верхней части второго — в нижнюю часть панно с Петром.

Н. Пино. Эскизы резных панно Дубового кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце. 1718-1719 гг. ГЭ. Инв. № ОР-30621. Из книги: Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. Л., 1981. С. 120.

Последний эскиз схож с рельефом на южной стене с изображением щита с головой Меркурия. Шлем из нижней части перенесен в верхнюю и выполнен зеркально; колчан из верхней части не был осуществлен, также в эскизе присутствует какой-то зверь (возможно, коза), которого нет в рельефе.
Наверху последних пяти эскизов изображены женские маски, замененные при исполнении в материале акантом. Вероятно, маскаронами Пино хотел объединить все панно, но потом передумал.
В отделении рисунка ГЭ среди многочисленных рисунков Пино имеются шесть эскизов с музыкальными инструментами. Они исполнены черным углем, фон — горизонтальная штриховка сангиной. Детали крупные, хорошо прорисованные. Похожий рисунок из собрания Музея Декоративных искусств опубликовал Л. Дезер. По технике изображения их можно отнести к петербургскому периоду творчества мастера. Эти рисунки очень похожи на два панно из петергофского дворца с музыкальными инструментами — та же композиция, только последовательность инструментов другая. Вероятно, они служили вариантами для рельефов. Правда, прямых аналогов осуществленных панно с музыкальными инструментами в рисунках нет.
В собрании рисунков Пино, хранящихся в Париже, имеется два эскиза к десюдепортам кабинета Петра I в Нагорных палатах. На эскизах показана только половина композиции. В первом варианте в центральной части представлена женская маска и сбоку крылатый дракончик. Второй соответствует исполненному в дереве панно: в центре ваза-курильница, под которой расположен мужской маскарон и сбоку — крылатый дракончик; угловые орнаменты на рисунке идентичны тем, что исполнены в дереве.

Н. Пино. Проект десюдепорта. Фрагмент. Из книги: Deshairs L. Nicolas et Dominique Pineau. Les dessins du Musée et de la Bibliothèque des Arts Décoratifs. Paris, 1911. Pl. XXVI, № 57.

Подводя итог, отметим, что осуществленные панно, тесно взаимосвязаны с рисунками мастера. В рисунках прослеживается, что Пино находился в постоянных поисках и ни один из сохранившихся эскизов не был воплощен в дереве в своем первоначальном виде. В процессе работы он многое менял. Возможно, как считает Дени Рош, резчики помогали выполнять ему отдельные детали, а не весь рельеф целиком.

Следующей работой Пино в Петергофе стала отделка дубовой лестницы, ведущей из вестибюля в Парадный (Портретный) зал Верхних палат.

Большой Петергофский дворец. Дубовая лестница. 1920-1930-е гг. Фонд фотодокументы ГМЗ «Петергоф». ПДМП 1889-ф. д.

Проект исполнил Леблон, но осуществили его уже после смерти генерал-архитектора в конце 1720 года. Пино считают автором резьбы 21 орнаментированной балясины. Прямых документов, указывающих на авторство Пино нет, но 11 января 1721 г. в реестре мастеровых людей и иноземцев Канцелярии Городовых дел записано, что «рещик на дереве Никола Пиноу, при нем подмастерьев иноземцев два человека поднаряжены из Канцелярии иноземцы 3 человека и из русских 5 человек, учеников 4 человека работают, в Питергоф к крыльцу режут дубовые балясы». Данный заказ выполнялся в течение месяца на Васильевском острове, наверное, в мастерской при квартире Пино. 3 февраля «… оная работа вся окончена и требуют 2 лошадей на перевозку вышеписанных баляс в Питергоф». В указанное время балясины из дуба требовались только в Верхние палаты. При выполнении данной работы Пино, скорее всего, использовал знакомый ему «Курс архитектуры» Давилье, опубликованный в Париже в 1691 году. В нем предлагается вариант оформления лестниц при помощи балясин. Рассматривая рисунки Пино из коллекции Эмиля Бие обращают на себя внимание эскизы разнообразных балясин, одна из которых почти идентична балясине с дубовой лестницы Большого дворца.

Н. Пино. Проект балясин. Из книги: Biais E.Les Pineau, sculpteurs, dessinateurs des bâtiments du Roy, graveurs, architectes (1652–1886). Paris, 1892. Р. 52.

Во время Второй мировой войны лестница погибла и была восстановлена по модели скульптора-модельщика Надежды Ивановны Оде.
Сразу после этого в мастерской на Васильевском острове Пино приступает к выполнению дубовых ширм, а также глиняных моделей для медных и свинцовых «штук» к рамам и решеткам в Петергофе. В 1721-1722 гг. он исполняет ряд заказов в Петербурге, после чего вновь возвращается в Петергоф в «малые приморские палаты» или дворец Марли, построенный по приказу императора Петра I в западной части Нижнего парка. Восточный и западный фасады этого небольшого двухэтажного дворца акцентированы балконами с рокайльными коваными решетками, украшенные позолоченными орнаментальными деталями, парой одноглавых орлов под короной и вензелем Петра I (перекрещенные две латинские буквы «п» и одна буква «а»). Медные «двоеличные» (двусторонние) одноглавые орлы были выполнены по модели Никола Пино и укреплены посередине двух балконных решеток осенью 1723 года.

Дворец Марли. Решетка лестницы. Фрагмент. Фото 2011 г.

На второй этаж Марли ведет лестница, обрамленная кованой железной решеткой в виде десяти секций с неповторяющимся рисунком. Выколотные золоченые рельефные детали прославляют правление Петра Великого: рокайльные завитки, растительный орнамент, одноглавые и двуглавые орлы под короной, андреевский крест, вензель Петра Алексеевича (перекрещенные латинские буквы «P» и «A») под короной.

Дворец Марли. Решетка лестницы. Фрагмент. Фото 2011 г.

Решетку выковали из железа в 1722 году Петр и Степан Яковлевы под наблюдением мастера Гильома Белина по рисункам Иоганна Браунштейна. Сравнительная характеристика балконных и лестничной решеток позволяет предположить, что орлы были исполнены по моделям Пино. Он неоднократно выполнял модели из алебастра, по которым отливали «медные штуки в Питергофе к решеткам».
Во время Второй Мировой войны дворец Марли взорвали отступающие фашистские войска. Решетки лестницы и балконов серьезно пострадали, многие элементы были утрачены, казалось, безвозвратно. После окончания войны решетку лестницы восстановили мастера: кузнец А. М. Терехов, чеканщики бригады В. П. Лактионова и модельщики бригады Г. Ф. Цыганкова (наиболее сложные работы выполняла Л. Г. Малиновская). Реставраторы использовали довоенные фотографии и сохранившиеся элементы решетки.
В 2007 г. за рубежом обнаружили несколько декоративных украшений. В результате изыскательских работ установили, что три предмета являются фрагментами лестничной решетки Марли: одноглавый орел с одним раскрытым крылом,

Фигура орла. Фрагмент лестничной решетки дворца Марли. ГМЗ «Петергоф». ПДМП 102-иф. Фото 2011 г.

двуглавый орел со скипетром и державой под короной,

Фигура двуглавого орла. Фрагмент лестничной решетки дворца Марли. ГМЗ «Петергоф». ПДМП 101-иф. Фото 2011 г.

императорская корона.

Императорская корона. Фрагмент лестничной решетки дворца Марли. ГМЗ «Петергоф». ПДМП 103-иф. Фото 2011 г.

Одноглавый орел в короне, с распростертыми крыльями — пропавший элемент балконной решетки дворца Марли.

Фигура орла. Фрагмент балконной решетки дворца Марли. ГМЗ «Петергоф». ПДМП 100-иф. Фото 2011 г.

Данные детали были сняты с решеток дворца Марли немецким солдатом и увезены на родину в качестве сувенира. Спустя много лет, в 2007 г., гражданин Германии, сын этого солдата обратился к российской стороне, решив вернуть раритеты в Россию. Соглашение о возвращении реликвий подписали президент России Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель во время российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне, прошедших 16 июля 2009 г. в Мюнхене. В этом же году декоративные изделия были переданы министру культуры России А.А. Авдееву, и при содействии МИД России, доставлены в Росохранкультуру для возвращения в музей. 27 апреля 2010 г. в рамках научно-практической конференции «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший», проходившей в ГМЗ «Петергоф», руководитель Росохранкультуры А.В. Кибовский передал их директору ГМЗ «Петергоф» Е.Я. Кальницкой.
Участие Пино в декорировании Марли можно увидеть в одном покое. В этом маленьком дворце на каждом этаже для царя устроили специальные комнаты для работы. На первом этаже стены кабинета украсили чинаровыми панелями, а на втором облицевали дубом с накладной резьбой.

Дворец Марли. Дубовый кабинет Петра I. 1897 г. Фонд фотодокументы ГМЗ «Петергоф». ПДМП 6254-ф. д.

Точных документов об авторе не сохранилось. Одни исследователи приписывают авторство Пино, другие считают автором эскизов И. Браунштейна. Отделка кабинета строгая и лаконичная: стены обработаны узкими филенками, разделенными по высоте профилированным бруском на две части, верхнюю большую и нижнюю малую. На разделяющих вертикальные филенки лопатках размещаются орнаментальные рельефы, две большие филенки завершаются маскаронами в орнаментальном обрамлении (один мужской, второй женский). Ничто из этого не показывает возможного участия Пино. Если сравнивать кабинет Марли с кабинетом в Нагорных палатах, то кажется, что для Пино подобная отделка чересчур проста и сдержанна. Однако декор всех комнат Марли скромен. Обращает на себя внимание верхняя композиция филенки, расположенной напротив окна — с двух сторон разместились крылатые дракончики — фирменный знак Пино.

Декоративная отделка Дубового кабинета Петра I дворца Марли. Фрагмент. Фото 2011 г.

Такие же дракончики украшают некоторые панно Дубового кабинета Петра I в Большом дворце.

Большой Петергофский дворец. Дубовый кабинет Петра I. Резное панно. Фрагмент. Фото 2011 г.

Безусловно, автором проекта данной комнаты следует считать Браунштейна, по рисункам которого в 1720 г. украшается Лаковый кабинет Монплезира. Однако дракончики — явный признак участия Пино.
Пино применил свой талант и в другом павильоне Нижнего парка — Эрмитаже. 8 января 1724 года Петр приказывает: «В Питер Гофе в Армитаже зделать два балкона дубовые как на корабле Ингерманландии у окон железные решетки чистою работою». Канцелярия от строений поручает Мишелю и резного дела мастеру Сен-Лорану сделать точный чертеж балкона корабля и предоставить его в Канцелярию. По нему резьбу выполняли из дубового кряжа Сен-Лоран и русские резчики Н. Севрюков и В. Кадников под наблюдением Пино, ведь последний являлся ведущим резчиком Петербурга и когда-то возглавлял мастерскую по дубовой резьбе. Однако некоторые исследователи думают, что балконные решетки были сделаны по эскизу Пино, хотя элементы данных решеток незатейливы и с ними вполне мог справиться столяр Мишель. Достоверно известно, что те же русские резчики вырезали по рисункам Пино 8 дубовых кронштейнов, поддерживающих два балкона.

Павильон Эрмитаж. Балкон. Южная сторона. 1917 г. Фотограф В. В. Варжанский. Фонд фотодокументы ГМЗ «Петергоф». ПДМП 6459-ф. д.

Поскольку в Петергофе велось активное строительство, таланты художников-декораторов применялись не только в декорировании дворцов, но и в области фонтанного дела. Конечно, Пино, как превосходного декоратора, задействовали и в этом виде сооружений. Обычно работы над проектированием фонтанов и скульптуры к ним поручалась нескольким художникам, а потом Петр выбирал лучшие эскизы. Пино в этой области часто соперничал с Растрелли-старшим, который после смерти своего врага Леблона вновь вернулся к монументально-декоративным работам.
Документы свидетельствуют, что в 1721 г. Пино был «у дела фонтанной мадели», и к 6 марта он сделал для нее двух дельфинов, однако неизвестно, к какому фонтану.
В 1722-1723 гг. Пино разрабатывал проекты к двум каскадам — напротив Монплезира (названный сначала Руинным, в 1730-х гг. «Драконовой горой», а в середине XIX в. «Шахматной горой») и рядом с Марли (Марлинский каскад, с 1735 г. «Золотая гора»). Упомянутые каскады неоднократно переделывались по указу Петра.
В 1722 г. Пино делает модель «Гистории Геркулесовой, который дерется с гадом семиглавым, именуемой гидрою» для Марлинского каскада. Петр I увидел большую бронзовую группу «Геркулес с гидрою» во время путешествия по Франции в Верхнем саду Марли. Ж.-Б. Леблон в одном из проектов фонтана представил Геркулеса, поражающего гидру. Авторы панегирической литературы и создатели триумфальных ворот часто сравнивали Петра с Геркулесом (Гераклом), а лернейскую гидру с побежденной Швецией.
В сентябре 1723 г. царь приказывает наверху Руинного каскада поставить «телегу Нептунову с четырьмя морскими лошадьми, у которых изо ртов пойдет вода по кашкадам, тако ж тритоны по уступам, которые изобразовывать будут разные игры водяные, чему уже и модель зделана, и играли в трубы морския». Но в декабре Петр вновь меняет оформление фонтана и предложил Пино переделать старую модель по чертежу, переданному из императорской токарни. Однако, несмотря на неоднократные требования Петра, строительство каскада не было завершено при его жизни. Одновременно с Пино эти работы выполнял Б. Ф. Растрелли, о чем он сообщал в 1722 г. в Кабинет Его Императорского Величества.
Оценить работы Пино в данной сфере мы можем только по сохранившимся изображениям. Среди рисунков из собрания парижского Музея Декоративных искусств, опубликованных Дезером, три представляют собой разные варианты проектов фонтана «Геркулес и гидра»: на двух изображена только гидра на постаментах, на третьем — Геркулес разрывает пасть гидры.

Н. Пино. Проект фонтана. Из книги: Deshairs L. Nicolas et Dominique Pineau. Les dessins du Musée et de la Bibliothèque des Arts Décoratifs. Paris, 1911. Pl. XVII, № 38.

Дени Рош считает проектом резного дракона или гидры для модели «Геркулес с гидрою» эскиз картуша с головами Цербера, исполненный пером с применением акварели, хранящийся в Эрмитаже. Однако он мог употребляться и в своем прямом назначении — в отделке какого-нибудь временного дворца.
В Музее Декоративных искусств хранятся два эскиза каскада, похожие по описанию на Марлинский.

Н. Пино. Проекты каскадов. Из книги: Deshairs L. Nicolas et Dominique Pineau. Les dessins du Musée et de la Bibliothèque des Arts Décoratifs. Paris, 1911. Pl. XVI, № 33, 34.

На одном из них иначе представлена наверху группа с повелителем морей. Возможно, для Марлинского каскада предназначался и проект грота в итальянском стиле с Нептуном на морских конях.
Два рисунка из Эрмитажа с изображением фонтанов, выполненные сангиной приблизительно в 1720-х годах, также могли быть проектами к петергофским фонтанам. В них видна страсть мастера к элементам рокайля — завитки, извилистые линии, дельфины с изогнутыми хвостами. В книге Дезера есть проект пьедестала очень похожий на второй эрмитажный рисунок.
В Научно-исследовательском музее Академии художеств хранится рисунок сангиной — проект Большого грота. Выполнен он схематично мягкими, расплывчатыми линиями. По архитектурному решению и композиции рисунки двух фонтанов из Эрмитажа близки к этому эскизу. Еще один проект Большого грота для Петергофа, только сделанный графитом, хранится в Париже и помещен в работе Дезера.
Никола Пино принимал участие в устройстве еще одной диковинки в Петергофе — лабиринте с фонтанами и скульптурами. Идея создания поучительных водометов появилась у Петра I после посещения Версальского парка, в котором он видел 39 фонтанов на темы из басен Эзопа. Первоначальный проект принадлежал Леблону, после его смерти задание передали М. Земцову, который выбрал рисунки из книги «Зрелища жития человеческого». Пино зарисовал их, после чего Земцов, используя басни Эзопа и чертежи Версальского лабиринта, сделал эскизы. Первый лабиринт начали делать в 1723 г. в Петергофе, а с сентября 1724 г., не закончив эти работы, началось сооружение фонтанов во Втором Летнем саду (между Поперечным каналом и Карпиевым прудом). В Петергофе предполагалось устроить тридцать два фонтана: четыре — на аллее у Марлинского пруда; шесть — в трельяжных нишах по сторонам галерей, против Больших фонтанов («Итальянского» и «Французского»); двадцать два — в нишах трельяжных оград по обе стороны Большого канала. В «копии спупнктов составленные его императорского величества высочайшей руки, которые даны в Питер Гоф июня 13 дня 1723 году что надлежит зделать к петрову дни в Питергофе» из пункта 14 узнаем, что «в нишелях две фонтаны конечно зделать которые нишели первые от галерей по каналу на обоих сторонах по одной, а именно змей и гору». А 10 декабря того же года Петр пишет Синявину: «в Питер Гофе в нишелях зделать еще 4 фигуры Эсоповых деревянные. А начатые велеть доделывать Пиновию». В 1724 году Пино снова взялся за Эзоповы басни. На этот раз их собирались устроить около Марли. 21 апреля 1724 года Земцов сообщил в Канцелярию от строений: «у малых палат против пруда в нишелях имеют быть зделаны 4 фонтана из фабул которым 3 чертежа даны резному мастеру Пиноу а о четвертом посылаются чертежи к Макарову для обновления его величеству». Несмотря на неоднократные приказы, Пино не выполнил эту работу. Поэтому в 1732 году в бассейнах поставили свинцовых тритонов, которые отлили в Англии по рисунку Браунштейна для грота Большого каскада. Четыре фигуры, выполненные Пино в ниши с двух сторон от Большого каскада, к началу 1726 года пришли в полную негодность «от сонца и от мокроты весьма росселись и росклеились». Поэтому их демонтировали, чтобы отлить такие же из свинца, однако эти работы так и не выполнили. Строительство его завершилось только к 1730-м годам. У каждого фонтана стоял столб с белой жестью, на котором была написана басня и ее толкование.
В собрании ГЭ хранятся четыре рисунка «Нишельных фонтанов» с пояснениями, приписываемых мастерской Земцова, и предназначавшиеся для Петергофа: «о горе хотящей родити»; «о змии»; «о кокоше и коршуне»; «два змия».
Один из фонтанов, который сооружался с участием Пино, мы можем увидеть и в наши дни. В июле 1725 г. начались работы по устройству фонтана «Фаворитка», а к 27 сентября он уже был готов. В ГЭ есть изображение фонтана, сделанное в мастерской Земцова. Под рисунком имеется надпись, объясняющая значение фонтана: «Фонтана именуемая Фаворитка где малинкая сабачка гоняетца за утками и оная собачка лает а утки от нея бегавчи кричат»; «Собачка гоняетца за утками на воде, тогда утки ей сказали тако напрасно ты мучиса, тыде силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать». Сюжет был заимствован с гравюры С. Леклера «Утки и спаниель», на которой представлен фонтан версальского лабиринта. Он был выполнен на тему XXXIX басни Эзопа, похожее произведение под названием «Утки и пудель» имеется у Ж. Лафонтена. Пино с помощниками сделали четыре утки и собаку, но в Петергофе это был не спаниель или пудель, а мопс. Канцелярия от строений направила в помощь французскому мастеру резчиков Ивана Алексеева и Петра Федотова. В создании фонтана принимали участие фонтанный мастер П. Суалем, а также механик и музыкант И. Ферстер. Четыре утки кружились в бассейне, их пыталась догнать собачка Фаворитка. Из утиных клювов и пасти мопса вылетали водяные струи. Эффект фонтана усиливался акустическим устройством, воспроизводившим кряканье и лай. Возле бассейна висел щиток с надписью, поясняющей действие фонтана. 30 декабря 1725 года императрица Екатерина I приказывает заменить деревянные фигуры медными, «а мастеру Пиновию тем уткам и собачкам зделать мадель. А зделать те утки и собачку майя к 1 числу будущего 726 году». Но договор на изготовление из меди двух собачек и 8 уток для Петергофа и Летнего сада был заключен с мастером серебряных дел Л. Задубским лишь 26 июня 1727 года. Очевидно, что фонтан «Фаворитка» был продолжением задумки Петра I в создании серии поучительных фонтанов на тему Эзоповых басен.
После смерти Петра I Пино начинает хлопотать об увольнении. В 1727 году многие иностранцы оставляли службу в России. Указом от 21 марта 1726 года они отпускались на родину. Однако контракт с Пино продлили, и он остался работать в Северной столице. Неизвестно, когда он уехал во Францию. Блондель считает, что мастер оставался в Петербурге 25 лет. По другим сведениям, Пино пробыл в России 11 — 12 лет до 1728 или 1729. Во Франции он хотел продолжить свою архитектурную практику, но, как сообщают господа Блондель, Бие и Дезер, «к удивлению своему, нашел в этой столице такое множество архитекторов, что вернулся к скульптуре, и так как он рисовал отлично и сочинял с легкостью, то и встретил необычайный успех». На родине Пино получает много заказов, занимается отделкой интерьеров, церквей, гостиниц и разрабатывает формы мебели в стиле рококо. 7 мая 1739 года он становится членом Академии Святого Луки, а через 10 лет, 19 октября 1749 года, ее директором. Умер Никола Пино в 1754 году в возрасте 70 лет.
Никола Пино — выдающийся художник-декоратор петровского времени — значительную часть российского периода своего творчества посвятил работам в Петергофе. К сожалению, не все его намерения были осуществлены, что-то осталось на уровне эскиза или проекта. Благодаря сохранившимся рисункам, мы можем оценить его талант. Дубовый кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце и скульптурное украшение Парадного зала Монплезира — единственные творения мастера, дошедшие до нас и не утратившие своей цельности.

Холоднова О.А. Деятельность Никола Пино в Петергофе// 300 лет Петергофской дороге. 300 лет Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2012. — С. 9-26.