Блог — 

Интерьеры с голландской плиткой во дворце А.Д. Меншикова в Петербурге как уникальный памятник Петровской эпохи

Е.А. Андреева

Дворец светлейшего князя А.Д. Меншикова на набережной Васильевского острова, заложенный в августе 1710 г., является одним из первых построенных и самым ранним из сохранившихся каменных зданий Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть подлинные интерьеры петровского времени, в том числе облицованные расписной фаянсовой плиткой, сделанной в Республике Соединенных провинций (как в то время назывались Нидерланды) в 1710-х — начале 1720-х гг.
В Нижних Землях плитка производилась c XVI в. В начале века итальянские гончары переехали в богатые и экономически развитые Южные Нидерланды — Антверпен и Брабант. Первым в Антверпене появился выходец из Кастель Дуранте (Castel Durante), некий Гвидо ди Савино (Савини, Guido di Savino, Savini), отмеченный в архивах еще в 1508 году. Он изменил свое имя на более звучное по-фламандски — Гвидо Андрис (Guido Andries) и укоренился здесь, женившись в 1512 г. на местной жительнице. Гвидо Андрис начал производство майолики. Это были глиняные горшки, тарелки, а также плитка, покрытые белой глазурью и расписанные в желтый, синий, оранжевый и зеленый цвета.
За Гвидо Андрисом в 1513 году последовал Джованни Франческо (Giovanni Francesco), ставший затем Яном Франсом (Jan Frans), из итальянской Брешии. Впоследствии его сын женился на вдове Гвидо Андриса и взял на себя управление мастерской «Den Salm» (Лосось).
С началом Восьмидесятилетней войны (или Войны за независимость Нидерландов от испанской короны), поскольку Антверпен оказался в центре военных действий, купцы, художники и ремесленники оставили город, уехав в северные провинции. Многие из мастеров-керамистов, которых к середине XVI в. насчитывалось более тридцати, бежали из города и основали мастерские в северных провинциях. У Гвидо Андриса было много сыновей, продолживших дело отца, которые также переместились на север. Их имена встречаются среди основателей новых мануфактур в северных провинциях Нижних Земель. Так, Йорис Андрис (Joris Andries), в 1564 году поселился в Мидделбурге (провинция Зеландия); Адриан Богарт (Adriaen Bogaert) — в 1565 году отправился в Харлем (недалеко от Амстердама), Карстиан ван ден Абель (Carstiaen van den Abeele) в 1584 году создал мастерскую в Амстердаме. Интересно, что еще один сын Гвидо — Яспер Андрис (Jasper Andries), вместе с Якобом Янсеном (Jacob Jansen) поехал чуть дальше в … Англию и поселился в Норвиче в 1567 году и т.д. Итак, во второй половине XVI в. гончарные мастерские появились одновременно в Харлеме, Амстердаме, Мидделбурге, Делфте, Роттердаме, Утрехте и Харлингене, а также в Лондоне и Норвиче.
Изначально плитка была напольной, но постепенно «перешла» с пола на стену: вначале только одним рядом, на стыке стены и пола. А уже в XVII веке плитками стали облицовывать камины, кухни, лестничные пространства, входные зоны. На протяжении XVII в. мастера работали над созданием оптимального состава керамической массы: более прочной, менее ломкой и при этом более тонкой. Таким образом, если в конце XVI в. ширина плитки находилась в пределах 15–18 мм, то в 70-х гг. XVII в. стала 7–8 мм. Кроме того, нужно было найти оптимальное соотношение, при котором прошедшая первый (утильный) обжиг плитка при втором обжиге расширялась (при нагревании) и сужалась (при остывании) одинаково с заглушенной глазурью, которой покрывали плитку перед нанесением на нее росписи. В результате, на голландской плитке второй половины XVII и XVIII вв. очень редко можно встретить образовавшийся при обжиге цек на глазури.
На протяжении XVI–XVII вв. менялась форма плитки: квадратная, прямоугольная, ромбовидная. Во второй половине XVII в. основной стала квадратная плитка со стороной 5 дюймов (примерно 13×13 см), реже — 6 дюймов (примерно 15×15 см). Голландский дюйм варьировался в разных регионах от 2,57 до 2,65 см. Таким образом, самый распространенный размер плитки — от 12,8 до 13,2 см.
Первые плитки были полихромными: синие, зеленые, желтые и оранжевые цвета. С 1620-х гг. в подражание китайскому фарфору, цветовая гамма большинства плиток стала бело-синей (подглазурная роспись оксидом кобальта по белой заглушенной оловянно-свинцовой глазури). С середины XVII в. приобрел популярность еще один цвет — пурпурный (оксид марганца). Иногда в росписи одной плитки использовался и кобальт, и марганец. Были разные варианты: пурпуром обводился только трек, или рамка и угловые мотивы, а основной рисунок наносился синим цветом. В редких случаях в роспись синей краской вносился цветной элемент (например, парус корабля), в основном желтым или оранжевым цветом.
Как показал анализ сохранившихся в интерьерах дворцов и выявленных в результате археологических работ, привезенные в петровское время в Петербург из Нидерландов плитки была квадратными со стороной 5 дюймов (128–132 мм) и около 7 мм толщиной, с синей (оксидом кобальта) и (или) пурпурной (оксидом марганца) росписью.
Здесь следует отметить, что голландские расписные фаянсовые плитки появились в России, а точнее — в Москве, почти за двадцать лет до основания Петербурга: во дворце фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицына, в Охотном ряду, была спальня в «верхних покоях», отделанная голландской плиткой в 1685–1689 годах.
Вместе с тем, безусловно, моду на отделку интерьеров расписной фаянсовой плиткой ввел царь Петр I, который познакомился с этим отделочным материалом еще в конце XVII в. во время путешествия по Нидерландам в составе Великого посольства. Согласно сведениям «Походного журнала», царь был в Делфте два раза в 1698 году, но оба раза лишь проездом: «По утру проехали город Делевт» (от 8 января) и «По утру поехали и проехали город Шхидам на левой стороне. Проехали город Делфт в полдни, проехали город Лейден…» (от 28 апреля). Источники не оставили нам свидетельств того, побывал ли тогда Петр I на какой-нибудь из фаянсовых мануфактур.
Первые заказанные царем плитки прибыли в Петербург в 1714 г. и, по всей видимости, пошли на отделку интерьеров Летнего дворца. В 1718 г. прибыла новая партия голландских плиток для отделки шести интерьеров в «Маленьких палатках» — флигеле с личными покоями царской семьи в третьем Зимнем дворце Петра I. Голландскими плитками были также отделаны три помещения в Монплезире и поварня в Марли.
Вслед за царем, плитками стали облицовывать свои петербургские дворцы его приближенные. По всей видимости, первым стал генерал-адмирал и брат царицы Марфы Матвеевны Ф.М. Апраксин. Исследователь И. В. Саверкина выявила документ о заказе в 1714 г. из Нидерландов через купца Х. Брандта «1000 плиток ценинных, по белой земле синий кулер», то есть с синей краской (оксид кобальта) на белом фоне заглушенной глазури. Плитка для их отделки была доставлена на берега Невы в 1714 или 1715 годах.
Согласно выявленным документам, облицовка плиткой во дворце Меншикова началась на несколько лет позже. Первые «плитковые» комнаты появились в 1717 г., основная же часть интерьеров была декорирована в 1719–1722 гг. Всего насчитывалось тринадцать «плитковых» помещений, из них сохранилось четыре.
Пока не удалось выявить документов о заказе плиток в Нидерландах. Светлейший князь А.Д. Меншиков мог заказывать плитки через нидерландского купца К. Брантса или через русского посланника в Амстердаме князя Б.И. Куракина. Вместе с тем, знакомство автора настоящего исследования с фондом К. Брантса в Городском архиве Амстердама не дало результатов.
Немногочисленные документы, выявленные в фондах Походной и Домовой канцелярий А.Д. Меншикова, позволяют установить, что за отделку «плитковых» комнат отвечал служитель двора светлейшего князя старый подьячий Иван Борисов и находившийся при нем подьячий Наум Вельямин. Так, 1 августа 1720 г. И. Борисов отчитывался перед светлейшим князем: «Четыре полаты убранством плитками и с протчими фигуры в сих скорых числех в отделке будут».
В тех случаях, когда заказанных из Нидерландов плиток для отделки того или другого помещения не хватало, А.Д. Меншиков приобретал у царя заказанные им плитки для своих дворцов. К примеру, в октябре 1717 г. И. Борисов, по распоряжению светлейшего князя, просит царского гоф-интенданта П.И. Мошкова отпустить два ящика плиток, записав «на щот его светлости». Кроме того, как удалось установить, существовал «взаимозачетный» обмен плитками разного типа росписи между царскими дворцами и дворцами А.Д. Меншикова: в 1720-м г. в меншиковский дворец из царского было взято несколько ящиков плиток, но в царский дворец «взаимно» не поставлено. И поэтому гоф-интендант П. Мошков в июне следующего года просит доставить в царский дворец означенные ящики плиток, «понеже есть в том нужда».
Все тринадцать «плитковых» помещений дворца А.Д. Меншикова находились на втором этаже, в восточной части. Четыре из них относились к личным покоям светлейшего князя: Парадная приемная (не сохранилась), Спальня Меншикова, Предспальня, Кабинет из прихожей. Плитками был выложен покой свояченицы светлейшего князя В.М. Арсеньевой (Варварин покой). Еще в четырех интерьерах были детские (утрачены). Плитки также использовались в отделке кухни, располагавшейся между покоями В.М. Арсеньевой и детскими (утрачена). Назначение еще трех несохранившихся помещений не определено: одна «плитковая» находилась между спальней В.М. Арсеньевой, кухней и детскими, еще две — на детской половине за детским залом.
В шести интерьерах плитками были отделаны все стены, и потолки (в их число входят и все дошедшие до нашего времени помещения).

Варварин покой во Дворце А. Д. Меншикова. Октябрь 2021. Личный архив Е. А. Андреевой

В остальных случаях плитками были облицованы только стены. В трех помещениях отделка стен плитками сочеталась с «литьем». Еще в одной «плитковой» (вероятно, это утраченная парадная приемная князя) отделка плитками сочеталась с панелями, а потолок украшала живопись по холсту (подобное отделочное решение потолка присутствует в еще одном сохранившимся подлинном интерьере Меншиковского дворца — знаменитой «Ореховой»).
А.Д. Меншиков прожил в этом дворце только 17 лет, поскольку в сентябре 1727 г. по указу императора Петра II он с семьей был отправлен в ссылку. В 1732 г. в комплексе зданий бывшей меншиковской резиденции разместился Кадетский корпус, именуемым первоначально Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, ставший с 1800 года Первым кадетским корпусом. Кадетский корпус просуществовал здесь до 1918 года. В центральной части дворца Меншикова в 1730–1740-е гг. были размещены преподаватели и служащие корпуса с семьями. Приспособление дворца под учебное заведение потребовало внесение ряда изменений: стала неуместной нарядная декоративная отделка фасада и интерьеров, что привело к изменению внешнего облика и перепланировке помещений. Работы производились по проекту М. Г. Земцова. Первые ремонтные работы были произведены уже в 1731 году. Во времена существования Кадетского корпуса дворец неоднократно перестраивался, расширялся и ремонтировался. Таким образом, за 310 лет своего существования дворец Меншикова во многом утратил свой первоначальный облик, претерпел значительные изменения, переделки и т.д.
На сегодняшний день сохранились лишь четыре «плитковые» интерьера, три из которых относились к личным покоям Александра Даниловича: Предспальня, Спальня Меншикова, Кабинет из Прихожей, а также примыкающий к ним Варварин покой (покой В.М. Арсеньевой).
Дворец состоит из центральной части, построенной в 1710-1711 гг. (прямоугольная в плане с двумя боковыми ризалитами на южном фасаде, выходящими на Неву). Вероятно, в 1712 г. с северной (дворовой) стороны, были пристроены три почти квадратных в плане ризалита. В центральный ризалит была встроена дубовая лестница. Два боковых ризалита позднее были продолжены на север прямоугольными флигелями.
Помещения дворца устроены по анфиладному принципу. Отделанные плитками Предспальня, Спальня А.Д. Меншикова, и несохранившаяся Парадная приемная находятся в центральной части дворца. Примыкающая к Спальне светлейшего князя и также сохранившая первоначальную (не плитковую) отделку Ореховая находится в восточном ризалите южного фасада и является угловым помещением. Кабинет из прихожей, Варварин покой и не сохранившие свою историческую отделку еще девять «плитковых», в том числе кухня и детские, находились в восточном флигеле с северной (дворовой) стороны.

План 2-го этажа Дворца А. Д. Меншикова № 13. Предспальня № 14. Кабинет из прихожей № 15. Варварин покой № 16. Спальня А. Д. Меншикова № 17. Ореховая № 18а. Парадная приемная. Государственный Эрмитаж

Первое парадное помещение восточной половины — Предспальня является последним помещением входной анфилады. От нее расходятся две анфилады — направо в Спальню хозяина дома и налево — в Кабинет из прихожей. Сейчас в Предспальне три окна, два из них смотрят на север (во двор) и одно на восток. В правом углу расположена прямоугольная угловая печь с бело-синими изразцами петербургского производства 1740–1750-х гг. с изображением букета цветов, перевязанного лентой.

Предспальня во Дворце А. Д. Меншикова. Октябрь 2021. Личный архив Е. А. Андреевой

Спальня Меншикова, тоже проходная, небольшая по размеру, на два окна, выходящих на восток. Вторая дверь из Спальни ведет в угловое помещение, выходящее на Неву, — Ореховую. В Спальне Меншикова имеется угловая прямоугольная печь, воссозданная при реставрационных работах во дворце в 1890-х гг. Изразцы сделаны на заводе Харламова.
Кабинет из прихожей расположен между Предспальней и Варвариным покоем. Помещение проходное, два окна выходят на юг на Неву. Альков (арка) делит помещение на две неравные части. По всей видимости, первоначально это были два помещения. В части, расположенной до арки, есть угловая прямоугольная изразцовая печь в три яруса с колонками в среднем ярусе. Печь переделана в 1767 г., причем для облицовки использовались оставшиеся от старых печей изразцы петровского времени петербургского производства. В части за аркой имеется дверь для прохода в Варварин покой (возможно, сделана позднее). Возле двери в Предспальню еще одна дверь, ведущая в небольшое треугольное помещение с окном, расположенное на угловом стыке основной части дворца и с восточным флигелем.
Варварин покой, также как и Кабинет из прихожей, разделен на две неравные части альковом. Сейчас здесь два окна, выходящих на Неву. Первоначально это было угловое помещение. В 1727 г. был заложен фундамент под симметричную западной восточную пристройку, которая из-за ссылки Меншикова была построена уже при Кадетском корпусе в 1758-1759 годах. Тогда же Варварин покой перестал быть угловым помещением. Печь такая же, как в Кабинете из прихожей. Третья подобная печь находится в Ореховой. Они все были сделаны в 1767 году.
По всей видимости, из Варварина покоя и (или) Кабинета из прихожей существовал проход в другие помещения восточного флигеля, в том числе в кухню, детские и другие «плитковые».
За время пребывания в здании дворца Меншикова Кадетского корпуса девять «плитковых» интерьеров были утрачены, а сохранившиеся помещения претерпели существенные изменения. О том, как они выглядели первоначально, можно узнать лишь из документов того времени.
Обнаружено несколько кратких описей дворца Меншикова 1732 года. Одна из них в 1909 г. была опубликована в «Щукинском сборнике». Это «Описание дома Меншикова в Петербурге» представляет собой краткое перечисление помещений с сохранением прежних «меншиковских» названий: «Плитковая палата», Ореховая, «спальня Княжая», «Кабинет из прихожей», «Прихожая пред спальнею», «Спальня Варварина», «детские покои» и т.д. В фонде «Первого Кадетского корпуса» в РГВИА удалось найти также подробную опись дворца Меншикова, составленную М. Шванвицем в 1734–1735 годах.
В описи М. Шванвица содержится описание всех тринадцати «плитковых» комнат, в том числе и дошедших до нашего времени.
Перед нами следующее описание кухни: «26. Кухня, в ней очаг да печь кирпичные на ножках железных; стены убраны плитками; в стене шкап вверху ореховой, а ис-под сосновой; одно окно с окончиною в свинце; двои двери на петлях и крюках железных, в том числе одне обиты сукном красным, и при них защелка железная, а другие дубовые с стеклами; под ними две полки». Кухня была небольшая — с одном окном. Здесь находились кирпичный очаг для приготовления еды и кирпичная печь, оба на ножках. Стены были облицованы плиткой, по всей видимости, не до потолка, потому что наверху в стене был вмонтирован ореховый шкаф.
Еще одно помещение описано так: «20. Полата, в ней комель, убран плитками галанскими, стены убраны плитками ж; одни двери, обиты сукном красным, на петлях и крюках железных, при ней защелчка железная; одно окно с окончиною в замаске; в стене один шкап». Итак, небольшое помещение с одним окном, со встроенным в стену шкафом. Стены облицованы плиткой (возможно, до потолка). Помещение отапливалось камином, также облицованным голландскими плитками.
А вот так выглядела Парадная приемная: «31. Полата, а в ней печь изращатая анбурская, под нею решетка железная; стены убраны панелеми и галанскими плитками, а потолок росписан живописью по холсту; два окна с окончинами в замаске; одна дверь дубовая створная на петлях и крючьях железных, при ней замок медной с ключем; в стенах четыре зеркала, в том числе одно розбито. Плитки многие выбиты и потручены, у створной двери задвижки одной нет». Парадная приемная отапливалась печью с «гамбургскими» изразцами. По низу стен шли деревянные панели, далее плитки. Отделка которых сочеталась с четырьмя зеркалами. Интересная подробность: к 1735 г. уже плитковая отделка в этом помещении пришла в негодность.
Есть также описание Кабинета из прихожей: «22. Полата с надворной стороны, а в ней печь обрасцовая живописная и при ней комель, убран литьем; два окошка с окончинами, воилоками обиты, в замаске; трои двери на петлях и крюках железных, обиты сукном красным. У одних дверей сукно попорчено; при оных одна защелчка железная; стены и потолок убраны плитками и резным литьем; двойные двери в нужник». Итак, существовали два окна, три двери, то есть был проход в северной стене в несохранившиеся помещения восточного флигеля. Помещение отапливалось совмещенной изразцовой печью с камином (подобное отопительное устройство сохранилось в Летнем дворце Петра I в Петербурге). Текст описи гласит: «двойные двери в нужник» говорит о том, что небольшое треугольное помещение на стыке основной части дворца и восточного флигеля, в которое ведет дверь из Кабинета из прихожей, ни что иное как «нужник», то есть туалет.
Необычно описание Предспальни: «28. Полата, а в ней комель, убран плитками галанскими; в середине одно зеркало болшое, попорчено в трех местах; по сторонам четыре малые длинные. Стены и потолок убраны галанскими плитками. А в ней канторка деревянная; стены обиты полотном, а потолок подкрашен живописною работою, а в ней комель штукатурной работы. Во оной полате и канторке четыре окошка… Пол шахматной дубовой и березовой; во оной каморке шкап з двумя дверми…».
Итак, в этом помещении дорогой пол из наборного дубового и березового паркета, выложенный в шахматную клетку. Камин, также как стены и потолок, облицован голландской плиткой, а кроме того, в него вставлены одно большое и четыре «малых», видимо узких и длинных зеркал по сторонам. Кроме того, речь идет о деревянной конторке, стены которой обтянуты тканью, а потолок расписан. И непонятно количество окон — называется четыре и в помещении, и в конторке.
Проливает свет на вопрос о конторке «Ведение» архитектора Карло Джузеппе Трезини 1740 года о ремонтных работах во дворце. Здесь кратко перечислены помещения. Под номером семь значится: «Деревянная канторка на углу галярии за ветхостию надлежит сломать».
При А.Д. Меншикове по внутреннему фасаду второго парадного этажа была устроена деревянная открытая галерея. Из «Ведения» 1740 г. следует, что деревянная конторка была сделана в угловой части деревянной галереи, то есть на стыке центральной части дворца и восточного флигеля. То есть, в том месте, где находился нужник, в который можно было попасть из Кабинета из прихожей.
Как же попадали в эту деревянную конторку из Предспальни? В XIX веке деревянная галерея была перестроена в крытую каменную, которая просуществовала вплоть до 1970 года, когда была снесена по проекту архитектора А.Э. Гессена. Со времени постройки и до 1970 г. из Предспальни существовал выход вначале на деревянную, а потом на каменную галерею (на месте правого окна, выходящего на север). Эта дверь в 1970 г. при сносе галереи по проекту А.Э. Гессена была переделан в окно.

Предспальня во Дворце А. Д. Меншикова. Правое окно, на месте которого до 1970 г. была дверь на галерею. Октябрь 2021. Личный архив Е. А. Андреевой

Так в чем же уникальность тринадцати «плитковых» интерьеров дворца Меншикова, созданных в 1717-1722 годах?
Во-первых, она заключается в количестве помещений, полностью облицованных плиткой, поскольку ни в одном дворце в России или в Европе подобного не встречается. Примечательно количество плиток, которые пошли на отделку этих интерьеров. В сохранившихся четырех интерьерах, где все стены и потолки облицованы плиткой, насчитывается около 24 тысяч плиток, то есть примерно по шесть тысяч плиток на одно помещение. Таким образом, на отделку шести подобных интерьеров требовалось около 36 тысяч плиток. Кроме того, отделка плиткой была еще в семи помещениях, и ими также выкладывали камины.
Подобного количества интерьеров или плиток во дворцах, домах или на фермах в Нидерландах тогда не было. В то время делали плинтус из плитки, облицовывали камины, кухни, подсобные помещения: кладовки, входные зоны, лестницы, переходы и т.д.

Музей Франса Халса (Харлем, Нидерланды). Камин, выложенный плиткой и плинтус из плитки. Апрель 2018. Личный архив Е. А. Андреевой

Чаще всего плитку выкладывали на уровень примерно 1-1,2 м от пола. Лестничные и кухонные пространства обычно выкладывались до потолка, в том числе облицовывали своды. Такая отделка плиткой XVII в. сохранилась в частных домах Делфта, Харлингена, Утрехта, а также на фермах в провинции Утрехт и других местах.

Интерьер на ферме (Провинция Утрехт, Нидерланды). Сентябрь 2014. Личный архив Е. А. Андреевой

В XVII веке голландская плитка достаточно успешно поставлялась на экспорт. Существовали даже специальные экспортные варианты росписи плиток. Отделывались голландской плиткой интерьеры в немецких землях, в Польше, в Испании, в Португалии, во Франции.
Один из первых престижных заказов последовал от Людовика XIV: для создания Фарфорового Трианона в Версале в 1668–1670 гг. через парижского купца Клода Реверана были заказаны плитки в Роттердаме. Фарфоровый Трианон был снесен в 1687 году. Роттердамскими плитками был облицован один из павильонов в Марли (утраченный во время Великой Французской революции).
Единственный сохранившийся во Франции интерьер, где стены и пол сплошь облицованы голландской плиткой, — это ванная комната в замке Рамбуйе. Она была сделана позднее «плитковых» интерьеров Меншиковского дворца — в 1730-е гг.
Самый яркий пример в Польше — Фарфоровый кабинет в королевском дворце Вилянув под Варшавой, отделка которого датируется 1690-м годом. Здесь все стены облицованы плиткой, которых насчитывается 1956 штук.
Самое большое число домов и дворцов, облицованных голландской плиткой в XVII–XVIII веках, находилось в Гданьске. Здесь обычно вестибюли и лестницы выкладывались плиткой до потолка. После Второй мировой войны сохранилось всего несколько помещений, облицованных плиткой.

Двор Артуса (Гданьск, Польша). Сентябрь 2015. Личный архив Е. А. Андреевой

Во Дворце на Воде в Лазенках (Варшава) было облицовано голландскими плитками два интерьера. Плитки датируются 1690–1700 (производство Утрехт) и 1720–1730-ми годами (производство Амстердам, мануфактура «De Twee Romeinen»). На сегодняшний день здесь насчитывается 755 плиток, из которых 646 подлинные и 109 — плитки, воссозданные в 1953-1954 гг. польскими мастерами Романом и Хеленой Гусарскими.

Ванная комната во Дворце на Воде в Лозенках Варшава, Польша. Сентябрь 2015. Личный архив Е. А. Андреевой

Подобная отделка была распространена и в немецких землях. Например, павильон Пагоденбург в парке Нюмпенбург в Западном Мюнхене, построенный Жозефом Эффнером в 1716–1719 гг. в восточном стиле. Голландские плитки должны были имитировать китайский фарфор.
Вторая уникальная особенность плитковых интерьеров Дворца Меншикова заключается в том, что плиткой облицована не только кухня, как это было принято в Нидерландах, а личные покои самого светлейшего князя, членов его семьи и даже детские комнаты. По всей видимости, это единственные в своем роде спальня и детские, выложенные плиткой.
Третья уникальная особенность состоит в том, что в шести интерьерах плитками были отделаны не только все стены, но и плоские потолочные перекрытия.
Подобная отделка, когда все стены и потолки облицованы плиткой, встречается в Нидерландах во дворце Хет Лоо в Апельдорне. Дворец был построен в качестве летней резиденции для принца Оранского и штатгальтера Республики Соединенных провинций Вильгельма III. В 1685-1702 гг. голландской плиткой здесь были выложены стены и сводчатые перекрытия потолка летней столовой на первом этаже.

Летняя столовая во дворце Хет Лоо. Апрель 2008. Личный архив Е. А. Андреевой

Эта столовая стала образцом для создания подобной сводчатых столовых в немецких дворцах — Ораниенбауме в земле Ангальт (Дассау) и в Браденбурге. Резиденцию в Ораниенбауме для жены принца Иоганна Георга Второго Ангальт-Дессау принцессы Генриетты Катарины, урожденной принцессы Оранской-Нассау, создавал голландец Корнелис Рикваерт, поэтому не удивительно, что летняя сводчатая столовая в цокольном этаже облицована голландской плиткой конца XVII в.
Но это всё касается сводчатых потолков. Примеров облицовки плиткой плоских потолков в Нидерландах и немецких землях не выявлено.
Отделка плиткой плоского потолка известна только в одном дворце — Дворце князей Радзивиллов в польском Неборове. Этот дворец в 90-е гг. XVII в. строил голландский архитектор из Утрехта Тилман ван Гамерен. Здесь полностью отделан плиткой огромный вестибюль с лестницей. Это самый большой объем отделки голландской плиткой в Польше — около 10 тысяч штук.

Вестибюль 1-го этажа Неборовскго (Небуровского) дворца. Сентябрь 2006. Фото Dariusz Cierpiał

Точных сведений о том, когда именно интерьер облицевали плиткой, не имеется. Специалисты атрибутируют плитки 1720-ми годами, то есть тем же временем, что и плитки во дворце Меншикова в Петербурге. В 1766-1768 гг., после смены владельца, интерьер был переделан, но на его отделку пошли первоначальные плитки. Таким образом, нам неизвестно, сделан ли был плиточный потолок в 1720-е или же в 1766-1768 годах. Итак, пока получается, что либо отделка дворцов шла одновременно, либо дворец Меншикова является первым дворцом с отделкой плиткой плоских потолков.
Итак, «плитковые» интерьеры дворца А.Д. Меншикова на Васильевском острове в Петербурге уникальны своим количеством и объемом плитки, которая пошла на их отделку; тем, что здесь было облицовано плиткой шесть плоских потолочных перекрытий. Важно также и то, что это были жилые комнаты, спальня и детские. Они были задуманы А.Д. Меншиковым и созданы при нем и, безусловно, отражают его вкус.

Андреева Е.А. Интерьеры с голландской плиткой во дворце А.Д. Меншикова в Петербурге как уникальный памятник Петровской эпохи// Дворец как портрет владельца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2022. — С. 111-125.