Блог — 

Забытые фонтаны Петергофа

В.А. Коренцвит

Сколько фонтанов в Петергофе? С таким, как оказалось весьма популярным вопросом, я обратился в поисковую систему интернета. Узнал, что «в Петергофе более сотни фонтанов, за что он и получил прозвище Русский Версаль». Кто-то уточнил — 147 фонтанов. Нет, возражает еще один аноним: «в Петергофе насчитывают около 173 фонтана и 4 каскада». Если их «около 173», то это значит, что дойдя до этой цифры, человек сбился со счета. Другой любитель точных знаний убедился, что «всего в Нижнем парке представлено 4 каскада и 191 фонтан, с учетом водометов каскада». «Погуглив» еще не много, я наткнулся на неутешительный вывод: «к сожалению, у нас еще нет ответа на этот вопрос». Модератор предложил мне самому заняться подсчетом. Это не трудно, но пусть интригующая загадка и дальше влечет к себе пытливые умы. Мне же хочется напомнить о печальной участи 13 не доживших до наших дней водометах и помечтать об их возвращение на законное место.
Не секрет, что музей-заповедник Петергоф располагает замечательным архивом, в котором среди множества уникальных документов, особое место занимают альбомы исторических чертежей французского военного инженера Антуана Пьера да Сент-Илера,1774 г. архитектора Петра Васильевича Неелова, 1799 г. и Баженова, около 1800 г. В альбоме последнего имеется великолепный чертеж с изображением Большого каскада, внимательное рассмотрение которого привело к неожиданному открытию. Неведомый художник-акварелист сумел заглянуть даже в глубину Большого грота и передать детали его интерьера.

Советник Баженов. Вид на Большой каскад. Лист из альбома «Атлас Петергофскому дворцу». 1796. ГМЗ «Петергоф»

Подтвердились архивные сведения, что поверхность стен и сводов облицована плитами золотистого пудостского известняка. Нервюры сводов выделены камнями туфа коралловой фактуры. В архивных документах этот «туфштеин» именуется «гротным» или «ноздреватым камнем». Поверхность стен и сводов грота были украшены также «изгаринами» (кусками чугунного шлака) и «устерсовыми раковинами». Устричные раковины в огромном количестве привозились из Англии. В 1722 г. лондонский купец Томас Эванс доставил на кораблях в бочках 2 миллиона створок раковин, » которых весом 5275 пуд по 80 копеек за пуд«. «Надлежит мне и товарыщу моему Вилим Эмзелю, — пишет Эванс, — из оной канцелярии (Канцелярии от строений- В. К.) взять за принятые у нас в прошлом 722 году в Питергоф и в Стрелену устерсовых раковин 4627 рублев». Судя по находкам в Большом гроте и в Летнем саду атлантические устричные раковины, имевшую и без того красивую округлую форму, дополнительно обтачивались по краю, а со спинки стачивалась макушка. Их, создавая гирлянды и панно, прибивали гвоздиками к сосновым доскам на сводах грота.
Внутри грота на рисунке из альбома Баженова можно разглядеть три фонтана в полуциркульных нишах. Центральный пирамидальный по форме водомет несколько выше и шире боковых. Из укрепленного на стене позолоченного маскарона вода низвергается в чашу в виде морской раковины, а из нее стекает в аналогичную, но больших размеров чашу на трех ножках-кронштейнах. Водометы в боковых нишах можно описать более подробно, так как, к вящему сюрпризу, аналогичные фонтаны, «Тритоны», находятся в ансамбле Марли. «Отрок-Тритон» держит над собой раковину, которая, как и в центральном фонтане, наполняется водой из помещенного на стене маскарона.
Кто такой загадочный Баженов? Альбом оказал неоценимую помощь при реставрации разрушенного в годы Великой Отечественной войны Петергофа, но даже имени его создателя мы не знаем. Правда, Т. Б. Дубяго, датировав альбом 1796 г., что, как увидим, не соответствует действительности, привела без ссылки на источник инициалы — В. И. Баженов. Однофамилец или сам знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов? Изучая историю печальной гибели Грота в Летнем саду, перестроенного К. И. Росси в 1826 г. в Кофейный домик, я наткнулся на любопытный документ. Оказывается, первоначально было намерение сохранить обветшавший петровский павильон. Но пришлось отказаться от его реставрации, так как поиски затерянных исторических чертежей, ни к чему не привели. Управляющий Военно-Топографическим депо, начальник Главного штаба князь П. М. Волконский доложил заведующему Гоф-интендантской конторой барону П. Р. Альбедилю: «во время царствования императора Павла состояли три чертежныя под начальством адмирала Кушелева, из коих одна под управлением флота полковника Баженова производила по архитектурной части чертежи всех увеселительных и загородных императорских дворцов. По возшествии же на престол покойнаго императора Александра Павловича чертежные были уничтожены, и из оных составлено Депо карт; хранившиеся же в вышеупомянутой чертежной полковника Баженова чертежи куда поступили в Военно-Топографическое депо, не известно…». Итак, флотский полковник Баженов, инициалы которого по-прежнему неизвестны, заведовал в период царствования Павла I некой «чертежной по архитектурной части». Вероятно, в этой чертежной хранился и упомянутые петергофские и царскосельские альбомы.
Напомним, Большой каскад заложен в 1715 г. по проекту И.-Ф. Браунштейна. В 1716 г. Ж.-Б. Леблон убедил Петра I в необходимости переработать малоудачный проект. В 1719 г. Н. Микетти, продолживший после смерти Леблона строительство каскада, внес в проект свои изменения. Так известно, что Леблон предлагал устроить в средней части грота «холодную залу» с двумя стенными фонтанами — «буфетами». Под наименование «буфет», — писал Денис Рош, — понимали в то время пирамидальный фонтан, украшенный кубками и поставленный посреди бассейна, изображающего как бы скатерть«. Микетти предложил поставить в гроте не два, а три фонтана. Однако в 1722 г. Петр I, мечтая открыть каскад уже в следующем году, приказал «делать фонтану только в среднем нишеле, а протчие нишели и стены убрать туфштейном и протчим без раковин».
В конце 1970-х — в начале 1980-х гг. под нашим руководством велись архитектурно-археологические исследования в Петергофе, в том числе на Большом каскаде. В Нижнем гроте пол земляной. Под грунтом, состоящем из песка и кирпичной крошки (толщина слоя 12 см), залегает один ряд уложенных плашмя кирпичей. Кирпичи перекрывают плиты путиловского известняка.

Плиты известняка, обнаруженные при раскопках в центральном зале Большого грота. 1982

Под плитами встретились обломки беломраморных и черных плит шунгита. Из архивных документов известно, что первоначально пол был выложен из известняковых плит. В 1720 — 1721 гг. «резного каменного дела мастер» Антуан Кардасье с русскими помощниками вел работы по устройству мраморных полов как в помещениях грота, так и на площадках Большого каскада. О размерах этих плит узнаем из распоряжения У. А. Синявина о поставке в феврале 1725 г. беломраморных плит «болшой руки 19 дюймов — 399, средней руки — 14 дюймов». В 1729 г. архитектор И. А. Мордвинов затребовал для мощения в гроте «плит мраморных на пол мерою квадратной в три четверти 600». Но было принято решение заменить мрамор на плиты плотного известняка. В 1730 г. Канцелярия от строений распорядилась отправить из Петергофа мраморные плитки, которые «выбраны из грота и лежат праздно в Петербург для убирания в Петропавловской крепости».
Археологи на глубине 20 см от современной поверхности обнаружили под обломками мраморных плит три нитки водопровода из чугунных труб. Центральный продольный водопровод состоит из труб, длиной 1300 мм, с наружным диаметром 342 мм. В полуметре от стены грота к его устью под прямым углом подходят два водопровода из труб той же длины с наружным диаметром 300 мм. Свинцовая муфта, которая, судя по всему, соединяла центральный трубопровод с боковыми, не сохранилась. Трубы лежат развинченные без болтов и шайб. По этим трубам уходила вода из трех фонтанов в бассейн, расположенный на площадке перед гротом.
Настало время вспомнить фонтаны «Тритоны» в ансамбле Марли. В марте 1722 г. директор Канцелярии от строений У. А. Синявин доставил Петру I в Олонец на Петровские заводы, где государь лечился на водах, ряд чертежей по Петергофу. Петр дал письменное распоряжение, «что надлежит делать в Петергофе и доделать». У Большого пруда в Марли должны были появиться четыре фонтана. «Також от пруда поставить решетки скабою или лутче овалом в четырех местах, а именно против средины каждого портала [как в чертеже означено], где означено в чертеже, и в те пол овалах фигуры на диких горах или ином начем, и в которые от обоих болших фантан воду привесть, дабы лилась потом под землею в пруд… В квадратные скобки, очевидно, заключены слова, которые Петр в своем указе зачеркнул, а переписчик не решился зачеркивать написанное самим императором. Позднее Петр уточнил, что в бассейнах надо поставить «фигуры их есоповых фабол». «В нынешнем 723 году Его императорское величество в бытности в Москве указал делать в Питер Гофе нижеписанные работы: … 2) Делать фантаны во всех нишелях решетчетых по обеим сторонам того канала (Морского канала) и отделать по последней мере на стороне по две фантаны, и чтоб были в каждой нишеле фигуры из Есоповых фабол, також около цветников (Большого партера) и в нишелях решетчетых против Болшой глаткой марлинской кашкады, что подле пруда».
В «Протоколах Канцелярии от строений» есть приказ директора канцелярии У. А. Синявина: «… сего числа (10 декабря 1723 г.) Его императорское величество указал … в Питергофе в нишелях зделать еще четыре фигуры эзоповых деревянные, а начатые доделать Пиновию». Но вскоре Петр передумал. Государь спешил с пуском фонтанов, и, желая ускорить работы, приказал, пока не будут изготовлены свинцовые фигуры, установить в бассейнах по Морскому каналу временные деревянный чаши на резных пьедесталах. «В нынешнем 1724 году Генваря 11 и 12 числа Его императорское величество будучи в Петергофе указал… по болшому каналу в нишелях делать чаши деревянные круглые и покрыть свинцом. У малых палат против пруда в нишелях зделать четыре фантана из фабол… Каким образом у малых палат против пруда в нишелях делать четыре фантана из есоповых фабол велено Земцову да рещику Пиновию немедленно зделать рисунки, а как зделаны будут объявить Его императорскому величеству». «Токмо Пиновию указ не послан, понеже он требует во свое отечество апшита». Отставку Пино не получил; контракт с ним был продлен еще на пять лет. Заметим, распоряжение Петра поставить чаши в «фабульные» фонтаны касалось только водометов на Морском канале, за исключением первых четырех, считая от Большого каскада, в которых уже стояла деревянная резная скульптура. Сохранились рисунки М. Г. Земцова с изображениями этих фонтанов: «О горе, хотящей родити», «О змии», О кокоше и коршуне» и «Два Змия». Земцов сочинил три варианта деревянных чаш. Его чертежи 21 апреля 1724 г. были отправлен с курьером Ф. Исаковым в Москву, где находился император. «Да прошедшего мая 26 дня сего 724 года в доношении архитектуры ученика Федора Исакова написано, посылан он из Канцелярии от строений в Москву для объявления Его императорскому величеству чертежей, по которым докладывано, и Его величество на оные изволил показать милостево резолюцию: по чертежам трех манеров деревянных чаш повелено делать одним манером, токмо по суптейнее (изящнее)».

Советник Баженов. Фонтаны в Монплезирском саду и фонтан «Клоши» у дворца «Марли» Лист из альбома «Атлас Петергофскому дворцу» 1796. ГМЗ «Петергоф»

Что касается фонтанов в Марли, то в них по-прежнему предполагалось поставить скульптуру «из фабол». 5 апреля 1724 г., Земцов доложил: «У малых полат (Марлинских) против пруда в нишелях имеет быть зделаны четыре фантаны из фабул, которые три чертежа даны резному мастеру Пиноу, а о четвертой посылается чертежи в Москву, дабы оной Пиноу делал оные формы неотменно». С этим четвертым фонтаном произошла заминка. Петру было не до того; он был занят подготовкой коронации Екатерины. «Да прошедшего Маия 26 дня сего 724 году в доношении архитектурного ученика Федора Исакова написано: … 7. По тетради версальского лабиринта, которую фаболу делать, решение учинить не изволил, и оная тетрадь оставлена в Москве у Ивана Плата».
Петр отложил, но не отказался от намерения поставить во всех бассейнах скульптуру на тему Эзоповых басен. «Сего ноября 7 дня (1724 г.) в канцелярию от строения явился италианской нацыи архитект и скултор Рострели, которой сказал, ежели ему повелено будет по вышеявленным чертежам, также которые видел он, что делает архитектурной гезел Земцов, и того тритцать две фантаны из фабол, из лабиринта Версалского и Зрелища жития члвчскаго и Езоповых притчей, которые будут в сад Его императорскаго величества в Питергоф, и он зделает по тем чертежам мадели из глины самою чистою и искусною работою, а именно…». Далее идет перечень названий 32 фонтанов. Как можно понять, 22 водомета предполагалось разместить по сторонам Морского канала, 6 фонтанов — в ограде Больших цветников и 4 фонтана — у Большого пруда в Марли. Любопытно, что за неделю до обращения Растрелли «сего ноября 1 дня в канцелярию от строений явился французской нации Француа Паскаль Васу и указал вышеписанные свинцовые фигуры по чертежам и по моделям, которые мадели зделает архитект и скулптор Рострелии, фурмовать и выливать он… из свинцу своими мастеровыми людьми… в семь месяцев…за 1200 рублев».

Фонтан «Клоши» около Марлинского пруда. Современная фотография

Ни Растрелли, ни Вассу не получили вожделенный заказ. Судя по альбомам Неелова и Баженова, во всех фонтанах по Морскому каналу стояли деревянные чаши на резных пьедесталах, по крайней мере, до начала XIX века. Остается загадкой, как выглядели во времена Петра фонтаны на берегу Большого Марлинского пруда. Н. И. Архипов и А. Г. Раскин считали, что, несмотря на неоднократные приказы, Пино так и не выполнил порученного ему заказа. «Поэтому в конце 20-х годов, возможно, по предложению Земцова, в бассейнах поставлены свинцовые тритоны, изготовленных в Англии по рисунку Браунштейна». Позднее авторы уточнили датировку — в конце 1732 г..
«Тритоны» относятся к числу самых занятных петергофских фонтанов. Сказочным мальчикам с рыбьими хвостами вроде бы нечего делать на берегу, а они шалят, как малые дети. Выбрались из Большого пруда и обливают себе водой, да так ловко, что оказываются под спасительным для них водяным колпаком. Искусно устроенное сопло водомета распределяет потоки воды таким образом, что образуется водный колокол. Фонтаны так и назывались «клоши» (по-французски «колокола»). Порывы ветра колышут, но не разрывают пелену воды; обитатели морей пребывают в родной водной стихии. Но заметим, пухлым отрокам как будто тесно в небольших бассейнах. Дело в том, что похищенные фашистами свинцовые фигуры были гораздо меньших размеров. К тому же, как свидетельствует довоенная опись, они были плоские со спины. В 1954 г. реставратор А. Гуржиа, воссоздав по фотографиям и указанным рисункам скульптуру в бронзе, придал тритонам объем и увеличил в размерах почти в полтора раза. Согласимся, в бассейнах плоские фигуры выглядели странно; они не предназначались для кругового обозрения, а должны были стоять прислоненными к чему-либо.
История появления «Тритонов» такова. В июне 1720 г. с Гилямом Эвансом, сыном того самого Томаса Эванса, что привозил к нам устричные раковины, был заключен контракт на поставку в Петергоф «к гроту свинцовых фигур, весом 3300 пудов«по 4 рубля за пуд.
В приложенном к договору «мемориале о свинцовых фигурах» среди прочего значатся под литерами: «D — десять штук дельфинов вместо кранштейнов, 3 фута 6 дюймов вышиною. К — шесть тритонов, которые под нижними водяными столами лежат, 3 фута и 3 дюйма вышиною» (101 см). В договоре упомянут Браунштейн; возможно, именно он, если не Леблон, был автором рисунков. Очевидно, дельфины хвостами, а «отроки-тритоны» руками должны были «вместо кронштейнов» поддерживать на каскадных ступенях кромку свинцовых сливов. Корабль из Англии 18 сентября 1721 г. доставил на Котлин остров заказанную скульптуру, в том числе: «свинцовых четырнадцать безарливов (барельефов), … шесть фигур морских, которые до пояса члвк, а ниже пояс рыба. Два блюда, которые у вышеписанных фигур будут на головах». И тут оказалось, что некоторые свинцовые отливки «попорчены», быть может, при транспортировке. «В прошлом 723 году марта 18 дня, — читаем в документе, … велено иноземцу агличанину Гиляну Эвансу поставленные в 721 году в Питергофе попорченные свинцовые фигуры, шесть пилястров да одну штуку полчеловека и полрыбы, починить, а как починены будут, прислать в канцелярию ведение… Декабря 24 дня 1723 году». Впрочем, тут же выяснилось, что требование запоздало, так как Эванс починил фигуры еще в том же 1721 г.. В июле 1721 г. живописцы Федор Григорьев и Иван Жеребцов «посланы от строения подъемного моста в Питергоф для золочения свинцовых фигур в домы Его царского величества и были там при работах августа по ГI (13) числа, и ис Питергофа отпущены на новые кирпичные заводы». О том, что тритоны были позолочены, свидетельствует и рисунок из альбома Баженова. К сожалению, в довоенных описях не приводится размер скульптуры, но, судя масштабу на рисунке, «тритоны» в фонтанах Марли имели указанную в договоре размеры: высота 3 фута и 3 дюйма.
Итак, четыре из шести «Тритонов» украсили собой фонтаны в Марли, а куда же делись остальные две скульптуры? Чертеж из альбома Баженова дает ответ: свинцовые фигуры с уплощенными спинами как нельзя лучше подошли к устройству пристенных фонтанов в Нижнем гроте. Напомним, что из Англии кроме «фигур морских, которые до пояса члвк, а ниже пояс рыба» доставили и «два блюда, которые у вышеписанных фигур будут на головах». Очевидно, два тритона предназначались для фонтанов в Гроте.
В марте 1729 г. Верховный тайный совет определил, что из данных в свое время распоряжений Петра I и Екатерины Алексеевны следует выполнить, а что «обождать» или «вовсе не делать». Вызванный из Москвы в Петергоф архитектор И. А. Мордвинов представил в Канцелярию от строений «Реестр» строительных материалов, в котором затребовал: «57. Для доделки туфштеином и устерсовыми раковинами в болшом гроте и для дела фантаны в средней нишеле и басереливы: туфштеина кубических 1,5 сажени…, изгарин…, моху…, проволоки…, устерсовых раковин пар восемь тысяч (гвоздей 24 тысячи), железа, свинцу на басрелив (барельеф) и на фантану 400 пудов». Напомним, что Петр еще в 1722 г. приказывал «делать фонтану только в среднем нишеле, а протчие нишели и стены убрать туфштейном и протчим без раковин». Но, как видим, это распоряжение своевременно выполнить не удалось. Анна Иоанновна внесла коррективы в старый проект: «в Петергофе внутри болшого грота в средних нишах над фантаном басерлив персоусов и водотечение не делать, понеже по докладу в Москве Ея Императорское величество в 1731 году оного делать указать не изволила…». По первоначальному проекту над нишами предполагалось разместить барельефы со сценами древнегреческого мифа «Персей спасает Андромеду», быть может, те самые, что доставлены из Англии в 1721 г.
Какова же судьба фонтанов в гроте? Они не были разобраны в 1769 г.; в 1826 г. фонтанный мастер Чудинов даже брался возобновить водометы, но было решено ремонт не производить, а «остатки труб от маскаронов уничтожить». Однако чугунные трубы лишь развинтили, да так и оставили лежать под каменным полом. В начале 1850-х гг. А. И. Штакеншнейдер представил проект реконструкции каскада, в котором предлагал поставить фонтаны во всех залах не только Нижнего, но и Верхнего гротов. Но император утвердил проект Н. Л. Бенуа. Последний, осуществив в 1853-1856 гг. перестройку каскада, вообще отказался от технически трудноисполнимой задачи устройства пристенных фонтанов. В своей пояснительной записки архитектор писал: «Внутри гротов фонтанов не будет для избежания порчи стен от проведения в них фонтанных труб…». Таинственно мерцающие в полумраке грота позолоченные скульптуры фонтанов были едва различимы со стороны парка. В 1861 г. вместо них в арочные проемы были поставлены бронзовые статуи, выполненные в гальванопластической мастерской И. Гамбургера в Петербурге.
В середине 1850-х гг., когда из грота убрали фонтаны, Петергоф лишился еще 10 водометов, что украшали земляные террасы по сторонам Большого каскада. Напомним, в 1722 г. Н. Микетти сочинил генеральный план развития Петергофа. Петр его одобрил, приказав, однако, некоторые объекты «размерить, но до указу не делать». Оригинальный план не сохранился, но оказалось, что в Национальном музее Стокгольма находится его копия, а известный документ «Описание Петергофской деревни», является экспликацией к плану Микетти. Под № 10 в экспликации значится: «Два места, которые изобразуют ступени по обеим сторонам кашкад и украшены фантанами». Петергофский комиссар С. К. Павлов получил распоряжение Канцелярии от строений: «По объявленном от архитектора Микетти чертежу здешним земляным уступам, что против Больших палат, на которым назначено по тем уступам фантанам и деревьям, делать садовнику Гарнихфельту. Апреля 1 дня 1722 г.».
На самом плане террасные фонтаны не показаны, но их изображение имеется на гравюре Степана Коровина, исполненной, по мнению Н. И. Архипова и А. Г. Раскина в 1724 г. с чертежа Микетти. К сожалению Н. И. Архипов и А. Г. Раскин опубликовали гравюру не целиком, а лишь ее центральную часть, и не указали место ее хранения.

Коровин. «Верхний дворец с окружающими садами». 1724 (?) Гравюра с проекта Н. Микетти (?)

Осенью 1725 г. Коровин подал в Сенат проект устройств типографии, в котором, в частности писал: «… в прошлом 1724 году в июле мсце (Его Императорское величество) будучи в Петергофе изволил указать Архитекту Михайло Земцову чертить всем строениям домов Его Императорскаго величества проспекты, виды, фасады, профили, партеры, фонтаны, и прочее, как Петергофскаго, так Монплезирскаго, Стрелнинскаго, Ревельскаго и прочих домов. А мне, нижайшему, попринятии от него тех чертежей указал их вырезывать. Из которых у меня, нижайшего, вырезано пять досок, а именно: две доски Монплезира, три доски Петергофа, две доски убору сала, где лежало тело Блаженныя и вечнодостойныя Памяти Его Императорского Величества, да портрет Его приснопоминаемой Памяти Императорского Величества, восемь досок Архитектурныя книги…». Одна из петергофских гравюр носила название «Верхний дворец с окружающими садами». По словам Н. И. Архипова и А. Г. Раскина, на ней на террасах изображено 96 фонтанов семи разных типов. Между бассейнами стоят фигурно подстриженные деревца. Удивительно, но земляные террасы по сторонам Большого грота примерно вдвое длиннее, чем сейчас и чем показано на генеральном плане Петергофа 1722 г. Следовательно, чертеж, с которого снята гравюра, создан еще до 1722 г. Возможно, Микетти повторил свой же проект, предназначавшийся для дворца в Стрельне. О том, что Петр I одно время действительно хотел построить непомерно длинные террасы, свидетельствует известный план Петергофа, исполненный Браунштейном по указаниям Петра, как удалось установить, в июле 1716 г. На этом чертеже восточная терраса доведена до границ Монплезирского ансамбля и такой же длины намечена западная терраса.

И-Ф. Браунштейн. Генеральный план Петергофа. 1716. Государственный Эрмитаж

Государь отказался от строительства фонтанов в Стрельне, но и в Петергофе не успел до конца осуществить задуманное. Ближайшие преемники Петра, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, уделяли большое внимание преобразованию Петергофа, но о фонтанах на террасах не помышляли, как, впрочем, и Екатерина II, которая вообще предпочла ничего существенного в Нижнем саду не менять. (Ее отрицательное отношение к многочисленным проектам переделки Петергофа заслуживает отдельной статьи).

Советник Баженов. План Большого дворца с показанием частей Верхнего и Нижнего парков Лист из альбома «Атлас Петергофскому дворцу». ГМЗ «Петергоф»

К 1799 г., если верить чертежу из петергофского альбома Неелова, террасы по сторонам Большого каскада фактически исчезли; на пологом склоне кое-где в случайном беспорядке росли великовозрастные ели.

Неелов П. В. Генеральный план Петергофа. Лист из альбома «Планы и фасады императорского Петергофского дворца и отдельных зданий, сочиненных во исполнение высочайшего повеления 6-го августа 1797 года архитектором Петром Нееловым» 1797. ГМЗ «Петергоф»

При очередном посещении Петергофа Павел I обратил внимание на запустение резиденции. Император распорядился взамен свинцовой скульптуры на Большом каскаде изготовить бронзовые золоченые статуи. Павел I то ли знал о давнем замысле Петра, то ли сам пришел к этой мысли, но в 1800 г. по его приказу на восстановленных террасах появились 20 круглых фонтанов, а склоны нижних террас украсили 10 небольших каскадов. Чаши фонтанов и каскадов были изготовлены из пудостского известняка. Н. И. Архипов и А. Г. Раскин одно время считали, что проект принадлежал архитектору Ф. Броуэру. Позднее, авторы пришли к выводу, что, вероятнее, это проект А. Н. Воронихина, а Броуеэр лишь руководил постройкой.
Особый интерес представляют два плана из альбома управляющего петергофской фонтанной системой Ф. И. Вистингаузена. На одном показаны террасные фонтаны и каскады, на другом — еще и вся разводка водопроводных труб. По сведениям Н. И. Архипова и А. Г. Раскина, в 1826 г. каскады на нижней террасе были переделаны, а именно: число каскадных ступенек сократилось с семи до нынешних четырех. В альбоме каскады показаны с семью ступеньками, следовательно, чертежи сделаны до 1826 г.
В последние годы царствования Николая I в Петергофе начались обширные работы с использованием мрамора, большие запасы которого после постройки Исаакиевского собора остались на Петергофской Гранильной фабрике. Штакеншнейдер облицевал мрамором Воронихинские галереи, построил Львиный каскад и павильон Бельведер, поставил два мраморных фонтанов в углах Большого партера. Тогда же почти все петергофские фонтаны были переделаны на мраморные: Французский, Итальянский, Оранжерейный, Пирамида, фонтаны в Монплезирском саду. Но запасы каррарского мрамора подошли к концу, а его поставки из Италии прекратились с началом Крымской войны. На Морском канале заменили на мраморные круглые чаши 14 фонтанов; остальные 8 водометов, за Малибановой аллеей, остались в прежнем виде — с фигурными бассейнами из известняка. На нижних террасах по сторонам Большого каскада появились мраморные фонтаны и каскады, а фонтаны на верхней террасе разобрали, да так и не восстановили. В чем причина? Это было вынужденное решение, чему доказательством служит не менее показательная история с несостоявшейся отделкой мрамором Большого каскада. К сожалению, проект Н. Л. Бенуа перестройки Большого каскада до нас не дошел, но сохранилась его пояснительная записка: «Описание проекта облицовки Большого грота в Петергофе», получившая 17 марта 1860 г. «Высочайшее одобрение». Архитектор хотел применить в отделке каскада гранит и мрамор. В документе в частности отмечено: «Своды Большого и Малого гротов обделать стуками, а стены мраморами, придерживаясь по вкусу уборки гротовой залы в Потсдамском дворце, своды расписать гротескной живописью. Внутри гротов фонтанов не будет для избежания порчи стен от проведения в них фонтанных труб, а воды от игры фонтанов двух тритонов на верхней террасе спустить каскадами по стеклам двух боковых окон большой залы в мраморные ниши».
К 1861 г. капитальная перестройка Большого каскада была практически завершена, однако к отделочным работам так и не приступили. Не были сделаны мраморные полы и настилы на площадках каскада. Удивительно, но даже разобранные колонны на фасаде Нижнего грота не были восстановлены. В его залах стены и своды просто покрасили синей краской по кирпичу!

Интерьер Большого грота. 1982

В столь неказистом виде Большой каскад простоял почти 130 лет. Впрочем, можно сказать, это счастье, что Бенуа не сумел облицевать мрамором каскад, что дало возможность уже в наши дни осуществить его реставрацию на период XVIII столетия.
В 1981 г. в ходе археологических исследований выяснилось, что на верхней террасе под дерном на глубине около 30 см залегают строительные остатки фонтанов. Один из них, второй от западного края западной террасы, был раскопан нами целиком.

Раскопки фонтана на западной верхней террасе. 1982

Кирпичная кладка бассейна с археологической точки зрения сохранилась достаточно хорошо, что позволило установить точные размеры фонтана. Как и предполагалось, бассейн имел такие же размеры, как мраморные фонтаны на нижней террасе. Кирпичный борт уцелел на высоту одного ряда кладки. Фундамент под стенками кирпичный. На дне бассейна прослежена ложбинка, где находилась изъятая при разборке водоподводящая свинцовая труба. В настоящее время приступили, наконец, к долгожданной реставрации земляных террас. С площадок убраны высокие ели. Пусть не обижаются те, кому были дороги эти деревья, но согласиться с тем, что зеленый красавицы украшали террасы, никак нельзя. Впрочем, судя по старым почтовым открыткам, до революции здесь росли еще более высокие ели, почти полностью закрывавшие дворец. И такие же огромные деревья стояли на берегу Морского канала. Впечатление удручающее!
Хочется верить, что, наконец, осуществится мечта Петра I украсить земляные террасы по сторонам Большого каскада не только фигурно подстриженными деревьями, но и мраморными фонтанами. На Урале и Сибири известны месторождения белого мрамора, ни в чем не уступающего каррарскому. Широкое применение в практике реставрационных работ нашел мрамор с месторождения «Коелги» в Челябинской области.
Появятся ли вновь фонтаны в гроте? Если будет принято такое решение, то, заметим, современная технология позволяет обойтись без прокладки водопроводных труб. Спрятанные от глаз в тех же полых фигурах «тритонов» и маскаронах электромоторы обеспечат при минимальном расходе непрерывную циркуляцию воды.

Коренцвит В.А. Забытые фонтаны Петергофа// Дворцы и события. К 300-летию Большого Петергофского дворца: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2016. — С. 146-157.