Блог — 

Восстановление подъемного стола в павильоне Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа

А.Г. Леонтьев

… В Петергофе фашисты уничтожили подъемный стол.
В павильоне была устроена огневая точка.
На образовавшемся проеме, в середине зала
после разрушения стола на железных балках
было поставлено у центрального окна-двери орудие,
откуда фашисты обстреливали суда, направлявшиеся
из Кронштадта на помощь Ленинграду, ценнейшие
механические части всего сооружения бесследно исчезли.
Ст. н. с. Рубайло Л.Я. 10/I. 1960 г.

Завершая создание своей приморской резиденции в Петергофе, Петр I распорядился обустроить западную часть Нижнего парка, не имевшую к тому времени четкой планировочной организации. Один из самых ранних планов Петергофа, известный как план И. Браунштейна, зафиксировал состояние Нижнего парка в этот период. В складывающейся системе композиционных осей Нижнего парка проложенным ранее аллеям не хватало их продолжения к дворцу Марли и Эрмитажу. С пробивкой этих участков аллей задуманная Петром симметричная композиция Нижнего парка получала завершение.

Практически одновременно с 1720 года по указанию царя началось устройство большого прямоугольного и полуциркульного в плане прудов, строительство дворца на перемычке между ними и сооружение защитной земляной насыпи вдоль морского берега. Вместе с фонтанным каскадом в высоком склоне, садами на верхней и нижней террасах, два из которых расположены с северной и южной сторон большого пруда, в западной части Нижнего парка формировался новый ансамбль. Свое название он получил от резиденции французского короля Людовика XIV Марли, расположенной близ Версаля, которую в 1717 году посетил Петр I и, восхитившись которой распорядился создать ее подобие в Петергофе. По иронии судьбы, французский ансамбль не сохранил своей целостности и сейчас представляет лишь фрагменты грандиозной в прошлом композиции. А вот петергофский Марли с окружающим его рукотворным ландшафтом сохранился полностью и даже после катастрофических разрушений 1941-1944 годов и последующих масштабных восстановительных и реставрационных работ сохранил композиционные элементы ансамбля — дворец, водные объекты, каскад, фонтаны и планировочную структуру аллей и садов, соответствуя первоначальному облику. Дворец Марли, строительство и отделка которого были закончены в 1723 году, является центральным объектом западной части Нижнего парка. К нему сходятся визуальные оси трех лучей продольных аллей, пересекающих парк с востока на запад.
На берегу залива немного восточнее от Марли в 1721 году началось строительство двухэтажного павильона, получившего позже модное название Эрмитаж. История строительства первого в России Эрмитажа подробно изучена и описана Н.И. Архиповым, А.Г. Раскиным. Эрмитажу (Малому Монплезиру) Н.И. Архипов посвятил отдельную историческую справку. К исследованиям новейшего времени можно отнести работу Секаревой Е.Р., собравшей сведения по истории создания и послевоенным работам в Эрмитаже.
Начатое при Петре I строительство Эрмитажа, было закончено в 1725 году уже после его смерти. В соответствии с его замыслом были выполнены главные диковины, небывалые для России того времени — подъемное кресло, подъемный стол и подъемный мост через окружавший здание ров с водой. В последующем здание претерпевало изменения и утраты. Заменялась скульптура на фронтонах (впоследствии утрачена), в убранство парадного зала на втором этаже добавлена шпалерная развеска картин, которая неоднократно изменялась. На месте подъемного кресла устроена деревянная лестница, после пожара в пострадавшей верхней части здания возобновлены конструктивные элементы крыши и перекрытия. Подъемный мост разобран и заменен обычным однопролетным. Но, на протяжении почти двухсот лет существовал уникальный стол с подъемными средней частью и четырнадцатью тарелочными механизмами. Его ремонтировали, заменяли отдельные детали, полностью разбирали и собирали вновь, добавляли новые детали, улучшающие его действие, но, он сохранялся и представлял главную «изюминку» павильона. Во время войны Эрмитаж избежал уничтожающего пожара, однако, фашисты, варварски приспосабливая здание для своих военных целей, повредили стены, полы, окна и двери, и уничтожили подъемный стол.
В послевоенный период наряду с другими, так называемыми, малыми дворцами, в Эрмитаже, были выполнены первоочередные консервационные и отчасти восстановительные работы. Восполнена кирпичная кладка стен в местах утрат, отремонтированы поврежденные конструкции крыши и выполнена кровля, установлены одинарные дверные и оконные заполнения (здание по-прежнему не отапливалось зимой), окрашены фасады. Задача первого этапа возрождения Нижнего парка в его целостном архитектурно-ландшафтном восприятии была выполнена к началу 1950-х годов. Тогда не стояла задача восстановления подъемного стола, на его месте был сооружен муляж для формирования музейной экспозиции. Ход работ этого и последующего периодов описан в упомянутой статье Е.Р. Секаревой.
Последней полноценной и углубленной реставрации Эрмитажа, закончившейся в 2010 году, предшествовала цепь событий, решивших судьбу его главного объекта — подъемного стола, восстановление которого затянулось более чем на полвека. На предыстории этой сложной работы следует остановиться подробнее и связать в единую цепь, на первый взгляд не связанные между собой и разрозненные события.
В 1950-60-е годы работами по Эрмитажу некоторое время занимался архитектор А.Э. Гессен, по проектам и под руководством которого тогда же реставрировались дворцы Монплезир и Марли. Часть обмерных и проектных работ по этим дворцам он поручил архитектору Е.В. Казанской, и в последующем оба выдающихся архитектора-реставратора совместно выполнили еще не одну работу, помогая друг другу в поисках архивных материалов, изучении истории уникальных объектов культурного наследия, участвуя в разработке разных проектов как соавторы. Вероятно, именно так — в порядке помощи супругу и коллеге, Е.В. Казанской удалось по дружеским связям получить материалы, касающиеся подъемного стола в петергофском Эрмитаже, сыгравшие потом решающую роль в его восстановлении.
В ноябре 1996 года архитектора Е.В. Казанской не стало. Материалы ее архива (проекты, рукописи, фотографии), оставленные архитектором, бережно хранились в Архитектурно-реставрационной научно-исследовательской проектной мастерской № 4 института «Ленпроектреставрация» и вскоре были востребованы.
В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга было инициировано издание трехтомника «Зодчие Санкт-Петербурга», составителем которого стал известный исследователь Санкт-Петербурга, архитектор Валерий Григорьевич Исаченко. К ранее намеченной к публикации статье о выдающемся деятеле охраны памятников Санкт-Петербурга — Ленинграда Н.Н. Белехове, включенной в третий том (по XX веку), было решено добавить материал о Евгении Владимировне. Эта задача потребовала детального изучения биографии архитектора, ее профессиональной деятельности, что было возможным только при тщательном изучении архива архитектора.
В процессе разбора архива Е.В. Казанской были найдены три черно-белые фотографии, сделанные в интерьерах Эрмитажа до 1941 года. Ценность и уникальность найденных фотографий заключалась в том, что на них были изображены верхняя часть стола на втором этаже без скатерти и механические части, расположенные ниже — в Буфетной на первом этаже.

Общий вид верхнего стола в главном зале на втором этаже. Фото до 1941 г. Из материалов Е.В. Казанской. Личный архив А.Г. Леонтьева

В процессе подготовки статьи для трехтомника мне удалось установить по рассказам и воспоминаниям членов семьи Евгении Владимировны, что в период 1960-70-х годов, эти фотографии были получены ею из Театрального музея им. А.А. Бахрушина в Москве. К сожалению, поясняющие находку текстовые материалы в архиве Казанской отсутствовали.
Уместно напомнить, что в 1920-е — 1930-е годы существовала традиция, когда студенты архитектурных вузов выполняли во время выездных практик обмеры различных памятников. Известны обмерные чертежи студентов МАРХИ, сделанные в интерьерах Большого Петергофского дворца и во дворце Марли (здесь речь идет только о Петергофских объектах). Наряду с обмерами делались фотографии. Эти бесценные документы, обнаруженные исследователями в послевоенное время в Музее архитектуры А.В. Щусева в Москве, сыграли важную роль при разработке проектов и реставрации уникальных объектов.
До счастливого обретения трех фотографий поиски материалов по подъемному столу Эрмитажа, начатые еще в конце 1940-х годов, приводили к выявлению только текстовых архивных материалов, изображений его и аналогов весьма общего вида в мелком масштабе, исключающем необходимую детализацию. Серьезные исследования Н.И. Архипова, тщательное их изучение и рецензирование на предмет достаточности для восстановительных работ, дополнительные исследования Л.Я. Рубайло — все подтверждает намерение провести серьезные работы по первому в России подъемному столу. В 1996 году попытку собрать воедино имевшиеся документы и дать описание механического действия элементов подъемного стола предприняла научный сотрудник ГМЗ «Петергоф» М.И. Казнакова. Но, отсутствие графических документов, не достаточная полнота текстовых описаний и не прямое повторение первоначального решения эрмитажного стола в других объектах — аналогах, не позволили конкретизировать его механику. Тем не менее, в работе актуализировались сведения об источниках и проведенных ранее исследованиях.
При изучении архива Е.В. Казанской были обнаружены упомянутые в работе Казнаковой М.И. чертежи перекрытия с сохранившимися подлинными элементами опорной части стола. Чертежи были выполнены архитектором А.Э. Гессеном по результатам обследования вместе с инженером С. Чекановым балок перекрытия между первым и вторым этажами в 1960-м году. Под руководством А.Э. Гессена молодой архитектор Н.В. Кривова (Морозова) обмерила и вычертила опорную конструкцию стола, к которой крепились два несущих столба и тарелочные механизмы. В свободное пространство, ранее занимавшееся механизмом, были вставлены доски, несущие зашивку потолка со стороны Буфетной и основание паркетного пола на втором этаже. Это было сделано в виду отсутствия механизмов стола для ликвидации крупного пролома в перекрытии.
Довоенные фотографии подъемного стола были представлены генеральному директору Государственного музея-заповедника «Петергоф» В.В. Знаменову, который заинтересовался вопросом и инициировал начало исследований. Его выступления в средствах массовой информации привлекли немало специалистов разного профиля и уровня подготовки. К решению специфической задачи, такой как восстановление исторических механизмов, следовало подходить взвешенно и осторожно, требовались специалисты узкого профиля. Сегодня, когда прошло больше двадцати лет, с улыбкой вспоминаются разного рода самодеятельные умельцы, приходившие в музейный Отдел реставрации со своими гипотезами и предложениями. Иногда звучали интригующие рассказы о способах «тайной царской разведки», а иногда доходившие до грани безумия или жуткого бреда. К сожалению, в результате этого мероприятия ничего внятного предложено не было. Не увидев реального выхода из этой затеи, было решено продолжить сбор и тщательное изучение всей возможной информации и попутно сделать пробное вскрытие в паркетном полу, чтобы проверить ситуацию в натуре и удостовериться в сохранности исторических элементов стола.
Сегодня с величайшей благодарностью следует вспомнить тех, кто в послевоенное время, поднимая из руин израненные дворцы, подумал о сохранении подлинных деталей. Так произошло с несущими конструкциями подъемного стола. Произведенное 28 октября 1999 года вскрытие открыло нам сохранившиеся деревянные элементы опорного кольца, формировавшего основу и каркас для верхней кольцевой столешницы и четырнадцати тарелочных механизмов. Тогда обмеры не производились, и вскрытые паркетные щиты были уложены обратно. Повторные вскрытия специально для обмеров и обследования технического состояния сохранившихся конструкций были сделаны в 2004 году.

Опорная деревянная конструкция верхнего кольцевого стола и тарелочных механизмов в перекрытии. Фрагмент. Фото 2004 г. Архив А.Г. Леонтьева

К счастью, сохранилась еще одна подлинная деталь механизма стола — стальное зубчатое колесо (храповик) с собачкой и рукояткой, прикрепленное к обломку опорного столба, найденное в заливе после войны и экспонируемое с того момента в Буфетной.

Подлинная деталь подъемного механизма – храповик с фрагментом опорного столба в экспозиции Буфетной. Фото 2004 г. Архив А.Г. Леонтьева

К концу XX века основные дворцовые комплексы Петергофа были приведены в эксплуатационное состояние, ликвидированы последствия разрушений военного времени, проведена комплексная реставрация и восстановление важных утраченных элементов. Петергоф вновь представлял собой блистающую императорскую резиденцию. Но, прошло немало времени после проведения реставрационно-восстановительных работ, и объектам снова требовались реставрация и обновление инженерного оборудования, к которым было удобно приурочить узко научные и хранительские задачи. В Эрмитаже в 1980-е годы было устроено электрическое отопление и установлены двойные оконные и дверные заполнения, обеспечивающие необходимую тепловую защиту. Музейными хранителями прорабатывался вопрос постоянного круглогодичного размещения картин в главном зале. Для этого требовалось заменить несовершенную конструкцию крепления золоченого багета, собранную на скорую руку в 1950-е годы. Кроме того, требовалось проведение комплекса реставрационных работ с гидроизоляцией подвалов и стен, реставрацией фасадов, дверных и оконных заполнений, ремонтом деревянных конструкций перекрытий, стропил и устройством надежной долговечной кровли. Подготовленная ранее проектно-сметная документация касалась отдельных работ и не затрагивала подъемного стола. По поручению ГМЗ «Петергоф» в 1999 году АРНИПМ № 3 института «Ленпроектреставрация» были начаты архивные изыскания, изучение представляющих интерес аналогов, подготовлен проект технического задания на восстановление подъемного стола, начаты обмеры, изучение каналов в стенах и участков, сохранивших следы установки его конструкций. По-прежнему, были не ясны многие детали кинематической схемы подъемного стола. На добровольных началах по инициативе руководства ООО «Агора», работавшего в те годы над восстановлением дубовой ванны в Банном корпусе дворца Монплезир, была выполнена пробная металлическая модель центральной части механизма стола, приводимая в действие ручной тягой (к сожалению, она не сохранилась). Эта упрощенная схематичная модель не подтверждала принципа действия исторического стола. Большинство присутствовавших на исторических фотографиях деталей механизма, в ней отсутствовало. И хотя столешница в модели поднималась с помощью миниатюрных лебедок, принцип действия стола подтверждался лишь частично, в общих чертах соответствуя историческим фотографиям. Привлеченным к проектированию стола конструкторам института «Ленпроектреставрация» так же не удалось реконструировать кинематику утраченного стола. Оставалась до конца не разгаданной механика стола. На довоенных фотографиях было зафиксировано состояние стола в последний период его существования. Какие-то из деталей относились к первоначальным, а какие-то дополняли механизм для лучшего действия в процессе его бытования. Определить первоначальные и поздние детали еще предстояло. На этом первый «подход» к вопросу восстановления подъемного стола в Эрмитаже завершился. Предстояло осмыслить накопленные сведения. А пробная экспериментальная модель, несмотря на неудачу, все-таки помогала двигаться дальше.
На несколько лет АРНИПМ № 3 погрузилась в решение других задач — обеспечение проектной документацией объектов, подлежащих реставрации в порядке подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга, и подготовку документации для реставрации Фермерского дворца в петергофском парке Александрия. Пауза в работе над столом затянулась до начала 2004 года.
Решающее значение в деле восстановления подъемного стола имело привлечение В.В. Знаменовым к участию в работе Муниципального предприятия «Санкт-Петербургский региональный фонд изобретений России» в лице его директора Юрия Гавриловича Попова, кандидата физико-технических наук.
В январе 2004 года произошла знаменательная встреча, на которой мы познакомились и обсудили стоявшие перед нами задачи. Весь накопленный к тому времени материал, состоявший из исторических справок, фотографий разных лет, обмерных чертежей, личных набросков с предположениями по кинематике стола мною был передан для изучения изобретателям. Теперь музейщики и архитекторы-реставраторы ожидали от них исторических откровений.
Прошло не одно совещание под руководством В.В. Знаменова, прежде чем мы смогли подойти к конкретизации состава проектных, а значит и последующих восстановительных работ.
В июне 2005 года окончательная редакция Технического задания на восстановление подъемного стола в павильоне Эрмитаж была согласована Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП). С этого момента начались интенсивные проектные работы.
В 2005 году в составе предварительных работ были выполнены обмеры сохранившихся элементов, буквально инвентаризация с подборкой и систематизацией деталей и сборок самого стола, определением полного состава и количества входящих в его механизм крупных элементов и разнообразных деталей: выявлены существующие, требующие реставрации, и недостающие утраченные, которые требовалось изготовить заново. В завершении предварительных работ были подготовлены графические построения и составлена картограмма физического состояния стола. Результатом предварительных работ явился отчет, в котором давалось четкое описание конструкции стола. Выдержки из него, несомненно, будут интересны читателям.
«…Самыми информативными документами для определения многих деталей конструкции стола стали упомянутые фотографии 1930-х годов… Из них почерпнуто 90 % информации об узлах и фрагментах подъемного стола, как по центральной подвижной части, так и 14 тарелок. Общим для механизмов движения стола и тарелок была конструкция подвижного элемента в виде прямоугольной рамы, боковые стороны которой двигались внутри пазов несущих столбов (для центральной части) и паре тарелочных реек. На раму большего размера сверху крепилась овальная столешница центральной части, на 14 рамок соответственно меньших размеров крепились круглые подставки под тарелки…». И далее «Основу … конструкции подъемного стола составляют 9 крупных узлов. Главными среди них являются три стола — подвижный (средний), верхний (кольцевой) и нижний (загрузочный). Другие узлы представлены группой тарелочных механизмов, противовесами и основными столбами крепления, подвижками и лебедками.», «… из руинированных фрагментов подъемного механизма сохранилось 3 узла… лебедка на куске несущего столба, элементы противовесов (каналы) в полу 2-го этажа и в стенах для движения грузов-противовесов и овально-фигурный вырез в полу 2-го этажа. Помимо того, что они несут информацию о размерах и форме самих узлов, а также других примыкавших к ним, но уже не сохранившихся деталей, они являются материальными свидетелями использованных материалов и технологий, необходимых для восстановления памятника». В результате графических построений сначала эскизов, а затем рабочих чертежей и виртуальных трехмерных проекций узлов всех основных сборок было выявлено и систематизировано 537 фрагментов подъемного стола. Невозможно представить в данной статье все выводы, к которым пришли исследователи. Часть из них была опровергнута и откорректирована позже. Главное на этой стадии работ было достигнуто. Мы серьезно продвинулись вперед в части понимания основной механики стола и задействования сохранившихся элементов, а детали и многочисленные узлы еще предстояло решить, как оказалось, в процессе реализации проекта.
Проектирование, разбитое на два этапа, на самом деле было начато сразу, как только мы приступили к исследованиям, а завершилось в 2006 году. Полный состав разработанной документации приведен в приложении № 1 к настоящей статье.
Результатом первого этапа стали чертежи уменьшенной действующей модели (в масштабе 1:10) подъемного стола для отработки взаимосвязей и принципов действия всех его узлов и деталей. По ним была исполнена действующая модель, в которую после апробирования потребовалось внести изменения и дополнения, стабилизирующие ее работу.

Представление уменьшенной действующей модели подъемного стола. В.В. Знаменов (слева) и Ю.Г. Попов (справа). Фото 2008 г. Из личного архива А.Г. Леонтьева

Второй этап включал составление рабочего проекта, изготовление и запуск полномасштабного (в натуральную величину) подъемного стола в павильоне Эрмитаж.
С завершением рабочего проекта восстановление подъемного стола перешло в стадию реализации и экспериментального моделирования. Следует отметить, что практически все чертежи от общих видов до узлов, деталей и шаблонов были уточнены по результатам последовательного исполнения в материале. Сохранившееся отремонтированное и скрепленное овально-фигурное основание в полу потребовало уточнения шаблонов всех столешниц. Выполненные в XVIII веке вырезы для тарелочных механизмов не были совершенны и ранее выполнялись вручную — после их расчистки и укрепления следовало уточнять размеры и шаблоны, как направляющих рамок, так и жестяных кожухов, которые защищали подаваемые снизу блюда от коленок сидящих за столом гостей, и формировали своеобразный облик стола без скатерти. И так с каждым узлом, каждой невидимой, мелкой, но, подчас очень важной деталью, играющей решающее значение в плавности хода механических частей стола.
Реализация проекта шла поступательно, но, на ее завершение (на счастье исполнителей) влиял затянувшийся ход крупномасштабных ремонтно-реставрационных работ. В Эрмитаже в то же время ремонтировались и укреплялись чердачные конструкции, проводилась скрупулезная реставрация фасадов, в процессе которой были сделаны открытия, потребовавшие дополнительных средств и времени, производилась замена конструкции креплении картин и багета в Парадном зале, реставрация элементов отделки интерьеров. Работы выполняло ЗАО «Первые петергофские реставрационные мастерские» или «ППРМ» (генеральный директор Галина Александровна Агалина). Описание и анализ результатов этой колоссальной и очень необходимой для памятника работы — тема отдельного исследования. Правда, об одной интересной находке реставраторов уместно упомянуть здесь. В процессе реставрации деревянной лестницы, сооруженной на месте подъемного кресла, и расчистке от слабо держащихся штукатурных слоев западной стене в уровне первого этажа была обнаружена деревянная деталь. Как оказалось, после ее полной расчистки от раствора и краски, это единственный свидетель того самого подъемного кресла. Одна из двух направляющих, по которым кресло поднималось и опускалось. П-образного сечения брус был вмурован в стену. Другой его «напарник» полностью исчез при разборке кресла. Под сооруженной лестницей была устроена дубовая перегородка, закрывающая спуск в подвал. Естественно, было принято решение о консервации обнаруженного бруса. Участок его расположения был закрыт стеклом, вписанным в деревянную обшивку стены.
Возвращаясь к работам по восстановлению подъемного стола невозможно не сказать слов благодарности и откровенного восхищения исполнительскому составу «ППРМ». Заинтересованные в качественной работе, результатом которой должен был стать действующий подъемный стол, все участники работ от генерального директора до плотника и слесаря проявляли смекалку и неравнодушное отношение.

Генеральный директор ЗАО «ППРМ» Г.А. Агалина и начальник цеха столярного производства А.В. Хюннинен у модели подъемного стола для экспозиции в Лейпциге «Denkmal – 2010». Фото 2008 г. Из личного архива А.Г. Леонтьева

Столярным производством руководил энергичный и инициативный инженер, начальник участка Андрей Викторович Хюннинен. О бригадире столяров Сергее Николаевиче Измайловиче, помимо заслуг в исполнении этого проекта, следует сказать, что его руками выполнены многие детали практически всех дворцов Петергофа. В процессе отработки технических вопросов ими вместе с другими членами бригады было предложено немало новшеств и буквально рационализаторских предложений. Помня о том, что раньше стол часто застревал, а его узлы и детали подвергались неоднократной модернизации, современные исполнители так же предлагали дополнительные детали, которые, в конечном счете, определили последующую стабильную работу всех механических частей и узлов стола. И надо поблагодарить этих мастеров — все новшества и дополнительные детали установлены незаметно и не искажают внешнего облика элементов стола, за чем особенно пристально следили научные сотрудники и хранители музея.

Осмотр сборки верхней части подъемного стола комиссией. Фото 2008 г. Из личного архива А.Г. Леонтьева

Изготовление всех основных элементов стола сопровождалось пробным моделированием в натуральную величину. Собранные по чертежам эти элементы подвергались испытанию в реальной работе. Так, например, поступили с тарелочным механизмом, пробный макет которого подвергся серьезной критике. Некоторые проектные решения изобретателей пришлось переработать, добавились фиксаторы тарелочной платформы в верхнем положении. То же пришлось сделать и для фиксации более крупной средней подвижной части стола. Помимо фиксации потребовалось решить вопрос и плавного сброса и перевода их из верхнего положения вниз. Решения по некоторым деталям, как например, сигнальным колокольчикам, были заимствованы с аналога, а именно подъемного стола из царскосельского Эрмитажа, в котором они хорошо сохранились.
На завершающем этапе восстановительных работ по столу предстояло решить вопрос прохождения в подпольных каналах канатов, к которым подвешивались противовесы — самая важная составляющая действия стола. Было принято решение сделать потайные открывающиеся лючки, точно повторяющие рисунок наборного паркета «зиг-заг», а к ним ручки, убирающиеся заподлицо с поверхностью лючка. Для надежной фиксации средней подвижной столешницы в верхнем положении придуман и установлен специальный стальной стопор. Это после серьезных совещаний и споров музейными хранителями было принято решение не выставлять на подвижную столешницу ценнейшие музейные предметы из старинного фарфорового сервиза, а заменить их копиями. Реставраторы же рассчитывали все элементы стола на экстремальные случаи эксплуатации стола, в том числе и аварийные.
В части противоаварийных мероприятий одно послание из прошлого было использовано и точно повторено. Собачки на лебедках, весело звякающие по зубцам стальных дисков храповиков при подъеме средней части стола, играют роль именно таких предохранителей от ее срыва вниз. Сохранившаяся лебедка и исторические фотографии подтверждают сегодня точность и скрупулезность реставрационно-восстановительных работ.
В результате всего описанного выше процесса при участии многих неравнодушных, умных и мастеровитых людей первый в России подъемный стол вернулся в петергофский Эрмитаж, который обрел заново своего исконного постоянного и «живого» обитателя. Вместе с сохранившимся элементом конструкции подъемного кресла он представляет сегодня одно из ярчайших явлений начала XVIII века в истории техники в России.

Как видно, история создания и бытования подъемных устройств петергофского Эрмитажа развивалась в двух противоположных направлениях. Подъемное кресло и подъемный мост были полностью разобраны и заменены утилитарными конструкциями. История подъемного стола продолжается. И в ней отчетливо выделяется несколько основных периодов. Первый: 1721 — 1725 годы — собственно реализация замысла Петра I — устройство подъемного стола на четырнадцать персон, состоявшего из верхней части с овальным неподвижным кольцевым столом и подвижными средней частью и тарелочными механизмами. Второй: 1725 — 1941 годы — эксплуатация, ремонты, изменения и дополнения, экспозиция. Третий: 1941-1944 годы — разрушение и утраты. Четвертый: 1944 — 1999 годы — консервация сохранившихся несущих элементов и фрагментов механизма, установка муляжа (недействующего макета) только верхней части стола для представления целостной музейной экспозиции в парадном зале второго этажа. Пятый: 1999 — 2009 годы — исследования, проектирование, опытное моделирование и полномасштабное восстановление внешнего облика и действующих подъемных механизмов и деталей. На этом история подъемного стола Эрмитажа не заканчивается. Начавшись в июле 2009 года, продолжается его вторая жизнь, полная восторженных отзывов посетителей под звонкий аккомпанемент лебедок и разнообразных музейных событий.

Леонтьев А.Г. Восстановление подъемного стола в павильоне Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа// Дворцы и техника: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2021. — С. 80-91.