Блог — 

Корректировка Петром I окончательного плана Петергофа

В.А. Коренцвит

Желая оставить потомкам «историю» своего царствования, Петр I нашел возможность отредактировать написанную отчасти под его диктовку «Историю Северной войны». На очереди стояло издание многотомного труда по истории строительства Петербурга, его дворцовых пригородов и Кронштадта. В январе 1723 года кабинет-секретарь А. В. Макаров напомнил директору Канцелярии от строений У. А. Синявину: «…в бытность вашу в нынешнем году в Москве отдана вам ис кабинета Его и. в. записка, что бы прислали в кабинет е. в. известие о строениях питергофских и стрелинских и о протчих домах питербургских и котлинских, в котором году что начато и как окончено, что потребно внесть в гисторию, но оного известия и поныне неприслано, того для прикажите направить обстоятельное помянутое известие прислать». С тем же требованием Макаров обратился к Синявину 20 февраля 1724 года: «Понеже что к истории принадлежало, зачем я оставался здесь, все собрано и ныне готов к отъезду в Москву, но токмо задерживает от вас ведомость о строениях питербурхских, и питергофских, и стрелинских. и прочих, о которых давно записка дана». На запрос Макарова последовал неутешительный ответ: «…которые дела имелись в Губернской канцелярии о Петергофе, и те в той канцелярии сгорели». Лакуны в архивных источниках заполнить нечем, разве что догадками, при этом хорошо бы удержаться от соблазна представить гипотезу за несомненную истину.
Кто однажды посетил Петергоф, не забудет вид на Большой дворец с лучшей видовой точки — моста через Морской канал. Мысленно можно представить всю великолепную панораму от Монплезира до Марли. Но попробуйте вспомнить, что находится в парке к востоку от фонтана «Пирамида» — вам это вряд ли удастся, поскольку туда не водят экскурсантов.
В 1710 году под резиденцию была отведена огромная территория протяженностью 2,5 км вдоль берега залива. Ее освоение затянулось на многие годы, да так и осталось незавершенным. С 1715 по 1722 год создано не менее пяти вариантов генерального плана Петергофа. Ко времени выхода монографии Н. И. Архипова, А. Г. Раскина «Петродворец» (1961) был известен лишь один план архитектора И. Браунштейна (1716). С тех пор в научный оборот введена еще три плана: два проектных (1721, 1745) и фиксационный (1745), благодаря им появилась возможность уточнить историю создания окончательного плана Петергофа.
Посетив в 1721 году приморскую резиденцию, камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц записал в дневнике: «Петергоф состоит из четырех отдельных садов, которые окружены рощами и водой, и все связаны между собой». Он имел в виду Верхний сад, центральную часть Нижнего сада, Монплезир и Марли. Между тем в отдаленной восточной части Петергофа Петр задумал, условно говоря, Пятый сад. Берхгольц об этом не знал, но отметил, что в конце Марлинской аллее есть какой-то «храм Венеры», и сожалел, что не успел его осмотреть.
«Мой государь Алексей Васильевич, — писал обер-комиссар столицы А. М. Черкасский кабинет-секретарю А. В. Макарову. — По писму вашему чертеж взял у Яна садовника и посылаю к вам, моему государю, а онаго чертежа готового не было, затем умедлил через день почты. А петергофского саду чертеж еще не готов, когда будет готов, пришлю немедленно. Из Санкт-Петербурха, июля 6 дня 1716 году». Оба чертежа, план Летнего сада голландского садовника Яна Розена и план Петергофа Браунштейна, были сделаны специально к приезду из Франции архитектора Леблона в августе. Получив план, Леблон написал на чертеже: «План Петергофа и Монплезира, который мне передал из рук в руки г-н Бронштейн». Скорее всего, именно Браунштейн настоял на составлении своего рода расписки, которая подтверждала, что он выполнил распоряжение начальства передать чертеж Леблону непременно из рук в руки.
Считается, что за основу для своего чертежа Браунштейн взял известный набросок Петра, на котором показаны центральная часть Петергофа (Большой дворец, грот, Морской канал) и ансамбль Монплезир. Кроме этого рисунка был еще один, о котором Петр напомнил Меншикову в марте 1717 года. Получив чертежи и модель Леблона с вариантом переделки Малого грота, Петр приказал в письме: «…перед Малым гротом прудки и около их решетки делать по старому проекту, как я отдал Броунштейну, без всякой перемены». Браунштейн показал эти прудки на своем чертеже.
План Петергофа Леблона не сохранился. Некоторое представление о нем дает «Водный план Петергофа» и пояснительная записка к нему «Мемория». Анализ этих документов выходит за пределы настоящей статьи, отметим главное: теоретик и практик садового искусства считал, что следует избегать примитивной симметрии, когда одна половина сада лишь зеркально повторяет другую. На участке к востоку от Морского канала Леблон задумал «Большую этуаль» с запутанной сетью дорожек, фигурными площадками, фонтанами и бассейнами, а на участке к западу от Морского канала показал два фонтана и большой пруд, который почему-то поместил поперек главной продольной Марлинской аллеи.
Архитектор предложил переделать Монплезирский ансамбль, очевидно, не подозревая об участие в его создании самого царя. Петр явно был недоволен, даже не принял разумный совет «сделать оную [Монплезирскую. — В. К.] аллею вчетверо шире, чем теперь». Вплоть до кончины императора эта аллея, ведущая от Монплезирского дворца к Малому гроту, так и осталась шириной около 3 м.
Проект Леблона был отвергнут, но, тем не менее, определил направление двух основных аллей, получивших впоследствии названия «Марлинская» и «Малибановая». Первая пересекает территорию Нижнего сада из конца в конец, а вторая идет под углом к первой от Монплезирского дворца на запад, вдоль берега залива. Можно ли считать простой случайностей, что именно в точке их пересечения Петр прикажет поставить дворец (Марли)? По правилам регулярного стиля полагалось завершить перспективы аллей архитектурной доминантой. Несомненно, место для возведения дворца определил Леблон.
По мнению Н. И. Архипова и А. Г. Раскина, устройство звездообразных площадок у «Адама» и «Евы» восходит к его проекту. Судя по описанию, «Большая этуаль» представляла собой настоящее кружево из переплетения множество дорожек, а восьмиконечные звезды Нижнего сада столь обычны, что говорить о каком-то заимствовании не приходится. В Летнем саду точно такие же площадки появились еще до приезда Леблона.
Странная деталь сближает проекты Браунштейна и Леблона: оба наметили по сторонам Большого грота непомерной длины террасы. Восточная протянута от каскада до самого Малого грота; естественно, западная должна была быть той же длины. Несомненно, таково было первоначальное намерение Петра, но государь сам заметил свою ошибку: расположенные под углом к Морскому каналу террасы испортят правильную планировку Нижнего сада. В письме к Меншикову в марте 1717 года Петр приказал «… Большой грот и около канала и уступы по горе делать так, как послано с Танеевым». Государь приказал сделать террасы лишь на ширину Большого партера.
«Петр не принял план Леблона, считая его нереальным, так как для его осуществления требовалось большие ресурсы воды», — Считали Н. И. Архипов и А. Г. Раскин. Если бы дело было только в этом, то Петр согласился бы с предложением после того, как были бы найдены водные ресурсы. Более вероятно, что Петра не устроила асимметричная планировка Нижнего сада. Как известно, государь согласился с устройством Верхнего сада по проекту Леблона. Архитектор воспользовался своими чертежами, опубликованными в книге Д’Аржанвиля. Леблон принял участие в написании этой книги, во Франции она выдержала множество переизданий. В Россию Леблон привез отдельный комплект своих гравированных чертежей. Государь не раз обращался к иллюстрациям Леблона. В Петергофе, кроме Верхнего сада, по образцовым чертежам Леблона созданы сады Монплезирский, «Фортуны» и «Бахуса», в Летнем саду — лабиринт в Фабульной роще, а в Царском Селе, как установил, С. Б. Горбатенко, Нижний (Старый) сад.
Леблон скончался в марте 1719 года, а осенью того же года появился указ Петра «о зделание под горою пруда» (Марлинского). Когда появился проект ансамбля Марли? Вероятно, в том же 1719 году. Если бы это произошло раньше, в 1718 году, то, скорее всего, нетерпеливый царь не стал бы откладывать строительство на целый год. Успел ли Леблон предложить новый план Петергофа? Тому нет никаких доказательств, но давно замечено, что дворец Марли напоминает проект Леблона «Дома для именитых» (1718). Как отмечалось, дворец поставлен в точке пересечения аллей, намеченных Леблоном, и сад «Бахуса» создан по его типовому проекту.
В 1720 году Петр, осмотрев вместе с Браунштейном ключи в районе Ропши, наметил трассу прокладки к Петергофу самотечного водовода. В 1721 г. инженер-гидравлик Туволков завершил строительство многоверстного канала. В том же году Петр утвердил новый генеральный план Петергофа, автором которого был итальянский архитектор на государевой службе Н. Микетти. По этому плану предусматривалось строительство трех каскадов: Монплезирского («Руинного»), Марлинского и «Моисеева», фонтанов «Адам», «Пирамида», фонтана в Менажерийном пруду и других водяных затей. Может показаться странным, но в указах Петра ни разу не упоминается фонтан «Ева». Государь не сразу решил, где поставить этот фонтан.
Из письма А.В. Макарова к У. А. Синявину: «Гдрь мой Ульян Акимович. Я уповаю, что Иван Черкасов указ Е. В. о приезде Вам с архитектом Броунштейном к Олонецким марциальным водам уже объявил, о чем ныне паки напоминаю, чтоб вы поспешали сюды и чтоб архитект Броунштейн взял с собою чертежи Питергофские… . 18 февраля 1722 году». В Олонец, где в 1718 году были открыты минеральные источники, Петр, страдавший мочекаменной болезнью, приезжал почти каждый год. Рассмотрев доставленные чертежи и генеральный план Петергофа, государь отдал распоряжения, некоторые из них долгое время представляли настоящую загадку: «1. Зделать слю(з) в болшом канале. 2. От слюза осмотреть места и кольями отыскать, где мочно зделать малые каналы от болшого к Момплезиру и к Эрмитажу, что новый делаетца… а без указу не делать. 3. Чертежи новые: D — Зделать на местах, где ныне лазарет и лавки. Е — на месте, что было Александра подъячего и Чевкина, но сие толко размерить, а не делать без указу. F, Н, К, L — обыскать удобные места и розмерить, а не делать. I — зделать на месте (*), но смотреть, чтоб деревьям не было хорошим вреда…. 4. На которые чертежи велено размерить места, а не делать, надлежит все, что ко оному надлежит, приготовить, дабы потом мочно в скорости зделать; также на означенные места со всем парком прислать, где заблагоразсудят быть».
Известен документ, озаглавленный «Описание Питергофские деревни Его императорскаго величества». В нем под номерами перечислены все петергофские объекты, напротив некоторых поставлены еще и указанные литеры: «Монте Перназо» (21. H.), «Сад Венеры» (22. K), «Сад Бахусов» (27. D), «Сад помянутых хитростей» (31. L), «Сад Нептунов» (55. F), «Сад Фортуны» (57. I), «Фантана Меркуриева» (60. E). Анализу этого документа посвящено наше специальное исследование. Кратко напомним, что «Описание» воспроизводит экспликацию утраченного генерального плана Петергофа Микетти (1722). В Национальном музее Стокгольма есть копия с этого плана; перечисленные «новые» чертежи находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

Микетти Н. (?). Генеральный план Петергофа. 1722 г. (?) Копия Рандаля. Национальный музей Стокгольма

На них те же номера и литеры, что указаны в «Описании»; некоторые подписаны Микетти. Чертежи «Сада Бахуса» и «Сада Фортуны» — точные копии «образцовых» проектов Леблона.
Итак, что же задумал Петр? Прежде всего, расширить свою резиденцию на восток за счет присоединения двух соседних участков на территории современного парка Александрия. Первый был конфискован у подьячего Александра Яковлева, сосланного в Сибирь по подозрению в участии заговора царевича Алексея. Второй участок был приобретен у поручика Д. Чевкина. В задуманный Микетти ансамбль входили фонтан «Меркурий» на оси Марлинской аллеи, Сады Фортуны и Нептуна, а также зеленый лабиринт классического типа в виде туго закрученной спирали. В «Описании Питергофской деревни» он значится под № 58, а в одном из документов 1730-х годов приводится его традиционное на Руси название — «вавилон». На плане нет павильона «Темпль». Возможно, Микетти предложил снести только что построенный Браунштейном павильон (1720), чтобы он не загораживал фонтан «Меркурий». Но не исключено, что в экспликации к плану он фигурирует под названием «Беседка для покоя» (№ 59). В противоположном западном конце резиденции Микетти предложил разбить на верхней террасе обширный Верхне-Марлинский сад («Сад помянутых хитростей»), поставить церковь и создать два плантажа: «Сад Венеры» к востоку от Большого Приморского пруда и «Сад Бахуса» к западу от дворца Марли.
Петр приказал размерить на местности отмеченные литерами «E», «F», «Н», «К», «L» «новые» объекты, но отложить строительство до особого распоряжения. Исключение сделано для «Сада Фортуны» («что у Темпля в лесу») и «Сада Бахуса» (позади дворца Марли), возможно, потому, что их устройство было согласовано еще с Леблоном. Петр не хотел, чтобы стройка велась в его отсутствие. Сам же он готовился к войне с Персией и 1 мая во главе войск выступил из Москвы. Во все время военной экспедиции связь с Петербургом не прерывалась: где бы ни был государь, курьеры доставляли ему сообщения, в том числе о работах в Петергофе. В сентябре 1722 года У. А. Синявин писал кабинет-секретарю А. В. Макарову: «E, F, H, K, L — отысканы в назначенных местах на плане, и по оным чертежам повелено будет». Поясним: Синявин доложил, что выполнил данное ему в Олонце распоряжение размерить на местности объекты, и спрашивал, будет ли указание приступить к строительству. «В верхнем огороде, — продолжает Синявин, — в первом партере от полат, кругом бужбомом обсажено, а в средине не обсажено, для того бужбому не достало. От Эрмитажа к болшим полатам старая прешпектива деревьями засажена и новая зделана. Близ Темпеля липовые шпалеры и штанбом кленовой шпалер, и орешник, и яблони, и вишни по чертежу посажены (все принялось изрядно)». Последний абзац содержит сообщение об устройстве «Сада Фортуны» по чертежу Леблона.
В данном случае больше всего нас интересует сообщение о прокладке от Эрмитажа к Большому дворцу новой аллеи рядом со старой, показанной на плане Микетти. Приходим к выводу, что Петр, рассматривая в Олонце план Петергофа, приказал проложить вторую аллею, очевидно для того, чтобы на ее пересечении с Марлинской поставить «Еву» симетрично фонтану «Адам». Выше отмечалось, что, так же как до него Леблон, Микетти отказался от соблюдения симметрии в планировке Нижнего сада. В его проекте «Ева» стоит к северу от Марлинской аллеи на одной оси с Моисеевым каскадом и фонтаном «Тритонов». Государь счел такое решение ошибкой и внес в проект существенное, можно сказать, принципиальное изменение. На участке к западу от Морского канала он приказал зеркально повторить планировку восточного участка. В 1725 году, уже после смерти Петра, Екатерина Алексеевна прикажет поставить фонтан «Еву» именно там, где указал Петр, на пересечении второй радиальной аллеи и Марлинской першпективы. В 1718 году корабль «Армонт» доставил изготовленные в Венеции скульптуры «Адам» и «Ева». Быть может, тогда же созрело решение Петра поставить статуи в бассейне фонтанов на главной в Нижнем саду Марлинской аллее.
Опираясь на чертеж Микетти, можно дать реконструкцию еще двух недошедших до нас проектных планов. Если мысленно убрать с чертежа вышеупомянутые «новые» объекты, то получим представление о предшествующем варианте генерального плана. Его государь утвердил не позднее 29 августа 1721 года, когда приказал делать фонтаны «Адам», «Пирамида» и пр.
Не дожидаясь окончания военной кампании, 11 декабря 1722 года Петр возвратился в Москву, а уже 20 декабря потребовал к себе Синявина с отчетом о работах в Петергофе: «Господин директор.
В приложенных пунктах новых строений в Питергофе, в 4 пункте написано, дабы план парку, где что делаетца, также которые чертежи даны вам и велено места приискать и на плане назначить, а до указу не делать, но оной план прислать к нам, которого и по сие время не получали. Того ради, получа сей указ, оной план привези сам сюды, на котором бы все аккуратно было б поставлено, где что делаетца и где надлежит что делать [как вышеписано], также чтоб решеточные нишели и воротца, которые по обе стороны канала и около портал поставлены были на оном плане, понеже во оных фантаны будут. Из Преображенска в 20 день декабря 1722 году».
Ознакомившись с генеральным планом, Петр внес в него изменения, о которых Синявин доложил в Канцелярии от строений по своему возвращению из Москвы: «В нынешнем 723 г. Е. И. В. в бытность свою в Москве указал делать в Питер Гофе нижеследующие работы… <…> Подле Болшого слюза зделать две галлереи деревянные полукружные с столбами крытыми, как на чертеже явствует под буквою А». Речь идет о «Кривых галереях» у шлюза на Морском канале. На плане Микетти Малибанова аллея доходила только до этого шлюза. 5 октября 1725 года петергофский садовник Гарнихфельт писал: «От слюз прешпектива зделать до Марлинских полат, чтобы от Марли видеть Монплезир». В 1731 году он вновь напомнил: «От малибана надлежит провести першпективную прямо к Марлинским полатам». По мнению Н. И. Архипова, эту аллею продлили в 1732 году, но на самом деле — в 1723 году. Установить этот факт удалось в ходе археологических раскопок. На рисунке Микетти полукруглые галереи по сторонам канала имеют одинаковую длину, в каждой по девять пар колонн. Судя по обнаруженному фундаменту, западная галерея была на 4 м длиннее восточной;соответственно, в этой галерее не девять, а десять пар колонн.Торцы галерей выходили на Малибановую аллею, а так как она проложена под углом к Морскому каналу, то западная колоннада и должна была быть длиннее восточной. Следовательно, ко времени строительства галерей Малибанова аллея уже была продлена до Марлинского пруда. Тогда, как понимать слова Гарнихфельта? Деревья вдоль аллей сажали в последнюю очередь. Для садовника Гарнихфельта если на нет деревьев, то и аллей еще нет. Вот, к примеру, что он пишет в том же 1725 году: «От Армитажа прямо на гору к старому дворцу надобно зделать прешпективую, а на прешпективой зделать фантан, поставить Евву…» Вспомним приведенное выше донесение Синявина в 1722 году: «…от Эрмитажа к болшим полатам старая прешпектива деревьями засажена и новая зделана». Очевидно, на этой новой «першпективе» не было деревьев. Вот и Малибанова аллея на участке от Морского канала до Марлинского пруда и в 1732 году не была засажена деревьями.
Есть доказательства, что еще при жизни Петра была создана звезда дорожек, аналогичная той, что у фонтана «Адам». «Посылаю к вам текен портала, которой близ Эрмитажу, которой ныне надлежит иссадить, как следует нижеписанный реэстр, чем какое место садить», — писал Петр Синявину 24 апреля 1724 года. Планировка этого «портала» увязана с дорожками, исходящими от площадки, на которой еще только предстоит появиться «Еве».
Реконструкция проектного плана Петергофа дает возможность понять оригинальный замысел Петра.

Коренцвит В.А. Реконструкция Генерального плана Петергофа Н. Микетти 1721 года. 2017
Коренцвит В.А. Реконструкция Генерального плана Петергофа Н. Микетти 1724 года. 2017

Как правило, в резиденциях европейских монархах, да и у вельмож рангом пониже, рядом с парадной регулярной частью находилась заповедная «дикая» роща — охотничьи угодья. В том же Петергофе при Анне Иоанновне на месте современной Александрии и части Нижнего сада был создан Олений зверинец, западная граница которого доходила почти до «Пирамиды». По свидетельству современников, Петр был равнодушен к охоте. Государь предпочел не устраивать «яхт-гартен», а «курьезности ради» спрятать в лесу вдали от парадного центра некоторые фонтаны и даже целые ансамбли. В нашей статье отмечалась особая роль Марли как своеобразного ансамбля-неведимки. Внешне ничем не примечательный Марлинский дворец доминирует в композиции Нижнего сада. Он замыкает перспективы основных аллей как некая обманка. Лишь постепенно приближаясь к нему, можно догадаться о существовании целого ансамбля. Даже находясь в его пределах, в глухом ельнике на склоне горы не сразу можно заметить Марлинский каскад. Выбрав место для фонтана «Пирамида», Петр потребовал, «смотреть тово, чтобы Пирамида и ее басеин не вышли из лесу, а буде выдет, то убавить четвероуголника столко, чтоб Пирамида з басеином была в лесу…» Для устройства пятого по счету сада вполне хватало места на территории резиденции, но Петр хотел сохранить обширный участок природного леса между «Пирамидой» и «Меркурьевым фонтаном». Для того чтобы как можно дальше отнести новый ансамбль от парадной части резиденции, Петр приобрел два соседних участка, каждый шириной в сто саженей, и продлил Марлинскую аллею более чем на 400 м.
Скоропостижная кончина Петра помешала осуществить строительство Петергофа по утвержденном плану. В кратковременное царствование Екатерины I успели лишь поставить фонтан «Ева» на указанном Петром месте. О проекте Микетти напоминает лишь недавно восстановленный «Сад Фортуны». Проведенная нами археологическая разведка не выявила никаких следов садов «Нептуна» и «Венеры», как и фонтана «Меркурий». Но в Александрии у восточной границы Нижнего сада, на верхней террасе сохранилась подготовленная для лабиринта ровная площадка.
Подводя краткий итог истории создания плана Петергофа в петровское время, подчеркнем: его следует рассматривать как плод коллективного творчества. Это всегда было известно, но теперь появилась возможность уточнить вклад каждого «соавтора». Петр наметил Марлинскую аллею, Морской канал и две радиальные (Косые) аллеи. Леблон уточнил положение Марлинской аллеи и наметил трассу Молибановой аллеи. Кроме того, по его проекту был создан Верхний сад, переделанный в 1730-х годах И. Бланком. От Браунштейна нам достался Марлинский ансамбль, а от Микетти — вторая Косая аллея к Монплезиру и звезда дорожек у фонтана «Адам». Окончательную точку поставил Петр, приказав создать такую же этуаль у фонтана «Ева» и продлить Молибанову аллею за Морской канал до ее пересечения с Марлинской перспективой. В результате появилась довольно простая, но местами запутанная схема аллей и дорожек. Особую красоту композиции Нижнего сада придают двойные радиальные аллеи, ведущие от Большого каскада к Монплезиру и Эрмитажу. Этим мы обязаны тому, что Петр, вопреки мнению выдающихся архитекторов, Леблона и Микетти, настоял на соблюдении принципа симметрии в планировке Нижнего сада.

Коренцвит В.А. Корректировка Петром I окончательного плана Петергофа// От «царского огорода» к музею-заповеднику: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб., 2018. — С. 91-98.