Все новости — 21.03.2023

Треуголка Петра I

Шляпа к мундиру Петра I по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Россия, 1701-1709 гг. Иностранный мастер (?) Фетр, тафта. Длина стороны 33 см. Передана в 1959 г. с выставки «Героическое военное прошлое русского народа». Инв.№ЭРТ-16754 РХЦ «Старая деревня»

После победы в Полтавском сражении Пётр I повелел отмечать 27 июня как праздник. Ежегодно в этот день он надевал мундир, бывший на нём во время памятного боя. Так, например, в 12-ю годовщину, по воспоминанию иностранного дипломата, царь был «в том самом одеянии…, то есть в зелёном кафтане с небольшими красными отворотами, поверх которых была надета простая чёрная кожаная портупея. На ногах у него были зелёные чулки и старые изношенные башмаки. В правой руке он держал пику, как полковник гвардии, а левою придерживал под мышкой старую, очень простую шляпу».

Шляпа к мундиру Петра I по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка в Галерее костюма РХЦ «Старая деревня».

«Полтавский» мундир с офицерским шарфом и нагрудным знаком и теперь занимает особое место среди «меморий» Петра I. Сохранилась и его чёрная фетровая треуголка. Она действительно очень простая. Не приходится удивляться тому, что авторы живописных портретов, батальных картин и фильмов о Петре поступались исторической правдой, добавляя к головному убору хоть небольшое украшение в виде каймы.

Как свидетельствует составленная по окончании Полтавского сражения «Обстоятельная реляция», Пётр Алексеевич участвовал в бою, не помня о страхе, так что даже шляпа была «на нём пулею пробита». Отметина от пули оставалась нетронутой в XVIII и XIX веках, о чём сообщалось в путеводителе Кунсткамеры, и только в начале ХХ в., как предполагается, к 200-летию «виктории», в процессе реставрации она была скрыта. Об этом можно было бы заключать с сожалением, если бы не факт значительного повреждения шерстяного материала от времени.

Шляпа к мундиру Петра I по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка в Галерее костюма РХЦ «Старая деревня».

Реставрация шляпы повторилась уже в наш век в лаборатории реставрации тканей Эрмитажа. «Для восполнения утрат фетра, — пишет проведшую эту работу Татьяна Викторовна Грунина-Шкварок, — подобрали замшу, идентичную фетру по цвету и фактуре. Со всех утрат сняли патроны. Замша была выкроена точно по форме утрат и „инкрустирована“ с помощью специального реставрационного клея…»

Увидеть замечательный памятник петровской эпохи можно на обзорных экскурсиях по залам открытого хранения РХЦ «Старая деревня».