Все новости — 27.01.2023

«Над бедной хижиною сей». Прогулки по Эрмитажу

С 18 по 25 августа (по старому стилю) 1697 года в городе Заандаме (Саардаме) в Голландии, в доме кузнеца Геррита Киста под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова проживал российский царь. В 1717 году монарх вновь посетил это строение, которое с тех пор стало местной достопримечательностью.
Так, в новой экспозиции «Галерея Петра Великого» представлен разборный макет здания, поднесённый императору Александру I во время его визита в Заандам в 1814 году.

Не менее интересен и другой памятник, который долгие годы был почти неизвестен специалистам. Это вид дома Петра I, исполненный в виде рельефного изображения, в раме под стеклом. В Европе такой вид изделий называют diorama (диорама) и framed diorama (диорама в раме). В западной музеологии в отношении таких объёмных картин употребляется и другой термин — bavelaartje. Это понятие возникло по имени резчика по дереву Корнелиуса Бавелаара (1747–1830), который ещё с конца XVIII века в городе Лейдене создавал рельефные картины, заключённые в рамки. В России предметы такого типа именуют чаще «объёмными картинами» или, с недавних пор, «3D-картинами».

Автор диорамы из собрания Эрмитажа изобразил дом, в котором проживал Пётр I, с одной стороны — той, где расположены две входные двери, ведущие внутрь здания. Мастером визуально очень реалистично передана фактура разных элементов композиции. Черепичная крыша, деревянные доски, которыми отделан фасад, листва на деревьях, трава на земле — всё это кажется очень правдоподобным. Примечательно, что объёмное изображение окрашено в белый цвет и помещено на фоне бумаги тёмно-синего цвета — это решение зрительно напоминает знаменитый веджвудский фарфор.
Внутри картины, ниже рельефного изображения исторической постройки, помещена бумажная наклейка с надписью чернилами «Het huisje Czaar Peter de Groote in’t Jaar 1697 te Zaandam bewoond» («Дом царя Петра Великого, который жил в 1697 году в Заандаме»). Текст на голландском языке, как и характер художественной отделки рамы, указывает на то, что объёмная картина была выполнена непосредственно в нидерландском городе местным мастером-виртуозом и поднесена в качестве подарка особенному гостю из России.

Ранее упоминалось, что таким «высочайшим посетителем» был император Александр I, который осмотрел домик 3 июля 1814 года в сопровождении короля Нидерландов Вильгельма I. На камине в одной из комнат в присутствии монархов была возложена мраморная доска с надписью «Petro Magno. Alexander» («Пётр Великий. Александр»).
Однако внутри объёмной картины помимо самого здания и ограды с деревьями возле него изображены четыре человеческие фигуры. Характер их костюмов переносит нас в более позднюю эпоху, на два десятилетия вперёд. Значит, появление диорамы следует связать с визитом другого особого гостя из России. Им был великий князь и наследник престола Александр Николаевич, будущий император Александр II Освободитель. В ходе своего турне по городам Европы он приехал 17 апреля 1839 года в Заандам и осмотрел дом Петра I. Его встречала родственница — дочь Павла I Анна Павловна (1795–1865). Ещё
в 1816 году она вышла замуж за наследника престола Виллема (будущего короля Вильгельма II) и в 1818 году получила домик Петра I в качестве подарка.

Важно отметить, что Анна Павловна весьма необычно обошлась с подарком. Решив сохранить для потомков дом Петра I и защитить его от непогоды, она в 1823 году бóльшую часть здания, в которой царь не проживал, приказала снести. А оставшуюся половину дома, где как раз в 1697 году останавливался государь, обнесли кирпичным футляром. Так что к приезду Александра Николаевича осталась лишь одна, мемориальная, половина постройки (её же видят и современные посетители Заандама).
Казалось бы, странно дарить гостю из России рельефную картину с состоянием дома Петра I до всех этих «преобразований» его родственницы. Однако историческое здание продолжали изображать в изначальном виде на протяжении всех последующих десятилетий и столетий. Сохранилось немало медалей, гравюр и ценных подарков, выпущенных к приезду важных гостей в 1839 году, — на многих предметах здание представлено состоящим из двух половин. Разумеется, параллельно изготавливались сувениры с изображением «дома в футляре», каким он стал в 1823 году.
Иными словами, подношение великому князю Александру Николаевичу объёмной картины с видом изначального состояния дома Петра I не вызывало противоречий. Подарок был доставлен в Россию, в Зимний дворец, став впоследствии музейным предметом.

Отметим, что пока удалось обнаружить только две исторические диорамы с видом дома Петра I. Одна была создана в 1814 году мастером Костером и ныне хранится в коллекции Заандамского музея. А вторая, созданная неизвестным мастером, находится в собрании Государственного Эрмитажа, но только сейчас, в год Петра Великого, представлена широкой публике.

Автор — Николай Онегин, кандидат культурологии, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа