Все новости — 03.11.2023

Выставка «От великого до смешного и обратно: экранные образы Петра I» открылась в Торжке

3 ноября 2023 года Музей кино представил передвижной выставочный проект «От великого до смешного и обратно: экранные образы Петра Первого» в Гостинице Пожарских Всероссийского историко-этнографического музея в городе Торжке. Несмотря на то, что 350-летие со дня рождения царя-реформатора отмечали в прошлом году, выставочные проекты, посвящённые этой невероятной личности, продолжаются.

Мероприятие приурочено к 302-летию со дня провозглашения Российской империи. Выставка, созданная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, проходит в рамках проекта «Россия, помнящая Петра» Ассамблеи петровских музеев, к которой Музей кино присоединился в 2023 году. Она будет открыта для посещения до 30 ноября, после чего переедет в город Энгельс.

С приветственным словом на открытии выступили директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова и директор Государственного центрального Музея кино Лариса Вячеславовна Баженова. Премьера передвижного выставочного проекта состоялась 16 октября 2023 года в Можайске. Архитектурной доминантой эффектной экспозиции стали модели кораблей — образы, крепко связанные в массовом сознании с личностью Петра Первого, основоположника российского флота.

«Это второй город на карте маршрута выставки, и мы рады представить жителям Торжка наш взгляд на многообразие кинематографических образов великого императора. Благодаря эскизам, фотографиям, кадрам и прочим материалам о персоне можно составить особое развернутое мнение о том, как менялась трактовка фигуры Петра Первого сквозь десятилетия благодаря выдающимся художникам, режиссерам и сценаристам», — комментирует замысел выставки директор Государственного центрального Музея кино Лариса Баженова, — «Завтра мы отмечаем День народного единства. Пётр I, безусловно, относится к личностям, объединившим Россию, в том числе через поколения и эпохи. А вчера, 2 ноября, исполнилось 302 года со дня провозглашения Российской империи, в связи с принятием Петром I титула императора в 1721 году. И символично, что эта выставка открылась на тверской земле как раз 3 ноября, между этими двумя знаменательными датами. Цель нашего проекта — рассказать не только о самом Петре, но и о том, как менялось восприятие его личности. Фильмы о Петре I снимали с самого зарождения русского кинематографа. И каждая эпоха, каждый постановщик предлагают зрителю свой ракурс и свою трактовку, от новатора и реформатора до тирана, от героя комедии до личности авантюрной. А значит, эти фильмы в какой-то мере отражают, как в разные годы менялся взгляд общества на российскую историю».

«В прошлом году ВИЭМ вступил в Ассамблею петровских музеев России, так что тема наследия Петра I нам теперь вдвойне близка и интересна. Это великий человек, без которого невозможно представить Россию сегодняшнюю, о нем нужно говорить. И главное — разговор о нем каждый раз получается новым и необычным. Пётр Великий — настолько многогранная личность, что каждый музей открывает новую тему, новую сторону его судьбы. ВИЭМ не остался в стороне, наш передвижной проект „Многоликая империя“ сейчас также путешествует по стране, сегодня он представлен в Казани», — прокомментировала директор ВИЭМ Ирина Жукова.

На выставочных стендах, которые представлены в форме кораблей, можно увидеть уникальные материалы из фондов Государственного музея кино, относящиеся к созданию самых известных фильмов о жизни Петра I. Первый фильм о нем был создан в 1910 году. Он сохранился не полностью, но посетители выставки смогут увидеть его фрагменты. А вот фильм «Юность Петра» очень рекомендуется посмотреть молодому поколению. У него интереснейшая история, он снят в 1937-1938 году, по сценарию Алексея Толстова, который корректировался лично Сталиным. И этот фильм прекрасно, точно отражает исторические события. Мало кто видел «Балладу о Беринге и его друзьях», 1970 года. Сам император здесь «на заднем плане», его образ показан мельком. Фильм посвящён «птенцам гнезда Петрова» — первопроходцам, менявшим карту и историю России.

Посетителей познакомили с подробностями о создании эскизов. Какие необычные материалы художники — кинематографисты выбирают для максимально точной передачи образов — от стекла до старых, потемневших досок, создающих эффект иконописи. Задача этой выставки — показать, как за счёт грамотно проработанных сценариев, работ художников по костюму, мастерства актёров сохраняется история.